Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / СМИ / Газета «Братск православный» / Статьи 2012 года / Епископ Максимилиан глазами "Горожанина"

Епископ Максимилиан глазами "Горожанина"

Редакция братской газеты "Горожанин" задалась вопросом "Как за 15 лет пройти путь от кибернетика до епископа?"

Несмотря на то что в Братск владыка Максимилиан приехал в начале 2012 года, заметно, что паства успела полюбить своего духовного отца. Прихожане отмечают его «трезвую и разумную веру», искреннее стремление работать на благо епархии. Однако дальше изучения биографии знакомство с новым епископом так и не зашло.

фото Е.Степановой

«Нельзя сказать, что наша семья была религиозной…»

- 25 лет назад я и не подозревал, что возглавлю епархию, даже в иерархии церковной не разбирался. Более того, когда я учился в авиационном техникуме, нас возили на обзорную экскурсию по Иркутску. Привезли и в Знаменский монастырь. Едва я вошел внутрь, как меня объял непонятный ужас, захотелось поскорее покинуть это место. Запах странный, обстановка – я таким крошечным себя вдруг почувствовал… Хотя в 5-6 лет бывал с бабушкой в храме, но никогда ничего подобного не испытывал…

Нельзя сказать, что наша семья была религиозной – в доме о религии не говорили, такое было время. Хотя у нас всегда были маленькие иконочки, они хранились в красивых шкатулках на полке под потолком, человек незнающий и не догадался бы об их существовании. Бабушка по воскресеньям привозила нам с сестрой просфорки и наказывала съесть, не объясняя, что они символизируют. Конечно, вряд ли она знала все религиозные догматы, но были в ней и почтение, и страх Божий. Мама рассказывала, что после переезда из Якутска в Иркутск бабушка водила ее в храм, но потом, видимо, кто-то поговорил с ней и посоветовал не портить девочке жизнь. Это после 1988-го года уже более свободное время настало - церкви позволили отпраздновать тысячелетие крещения Руси, и многие люди потянулись в церковь, в их числе была и моя мама.

Евангелие «в нагрузку»

- Я стал прихожанином в 1992 году, после того, как прочел Евангелие. Оно попало ко мне в руки случайно. Когда я женился, то решил, что надо уже в дом книги какие-то покупать. Приобрел на работе фантастический роман, а к нему «в нагрузку» шли Евангелие и еще какое-то издание. Не знаю уж, кто такой «комплект» собрал.

Когда пришло время прочесть Евангелие, эта книга открыла мне глаза. Я захотел жить по законам Божьим, понять, чего Господь хочет от меня, и идти путем, который мне предназначен.

В детстве я очень любил приключенческие романы: «Остров сокровищ», «Робинзон Крузо», «Последний из могикан». Но Евангелие отличалось от прочих книг, я понял, что там написана правда. В ней я нашел то, чего недоставало в моей картине мироустройства, – Создателя.

«Бог из машины»

- Как ни странно, среди священнослужителей немало представителей «компьютерных» профессий. Образ миропонимания программиста, например, очень близок к миропониманию верующего человека – одинаково четко прослеживаются вертикальные и горизонтальные связи в системе. Иеромонах Макарий (в прошлом – тоже программист) в своей книге «Лицом к лицу – вопросы жизни» проводит четкие параллели: «В программировании, так же, как и в христианском мировоззрении, нет места абсурду - всё осмысленно, всё имеет свою причину. Всего сразу узнать невозможно, но всегда можно искать и найти… Работая над программой, ты исследуешь причины и связи - точно так же, как в работе над самим собою. Почему твоя программа не работает так, как требуется? Потому что ты её так написал. Это твоё упущение, твой промах, твой грех. Ты тестируешь программу, вчитываешься в неё - и, наконец, видишь ошибку…».

Во время учебы я как-то прошел американский тест на профориентацию «1000 вопросов». Судя по результатам, из меня мог выйти либо программист, либо военный. Священника в перечне профессий не было. Получилось и то, и другое – я окончил кибернетический факультет ИрГТУ с дополнительным обучением на военной кафедре. С другой стороны, то, чем я занят сейчас, это тоже служение.

«Поющий семинарист священником не станет»

- В детских фантазиях я представлял себя либо певцом, либо футболистом. Сейчас думаю: неужели таким пустым мальчишкой был? Ведь обе эти профессии абсолютно несерьезные – не в плане затраченных сил, а просто ответственности никакой. Но в футбол я готов был играть целыми днями, порой маме даже приходилось уводить меня с поля на уроки. Вряд ли я добился бы чего-нибудь в спорте, да и совмещать секцию с музыкальной школой (я учился играть на баяне) не удавалось.

Пел и читал стихи с раннего детства, благодаря маме. Года в три уже вовсю распевал «Я сегодня до зари встану…». В семейном архиве даже сохранились магнитофонные записи моих домашних выступлений. Правда, там у меня хриплый голос – записывала мама, когда сидела со мной на больничном. Она играла на гитаре, я тоже научился, когда подрос. Это потом очень пригодилось в стройотряде – я был там трижды, один раз даже в Братске. И когда я в 2000 году стал начальником православного детского лагеря «Роднички», во время вечеров у костра гитара тоже очень пригодилась. Музыку люблю разную – классическую, народные песни, советские, бардовские.

Ходит среди священнослужителей такая шутка: поющий семинарист священником никогда не станет - всю жизнь проходит в диаконах. Но я диаконом пробыл всего 6 лет, видимо, мои певческие способности оценили как недостаточные...

От прихожанина Максима до владыки Максимилиана - путь в 15 лет

Путь от простого прихожанина до епископа владыка Максимилиан проделал за 15 лет. Монашеский постриг от принятия сана в его биографии и вовсе отделяет лишь одна ночь – вечером 18 декабря 2004 года диакон Максим был наречен Максимилианом, а наутро 19 декабря он уже стал иеромонахом. Судьба была милостива к нему. Нужды церкви не требовали надолго покидать родные места (разве что переезд в Братск стал исключением, но и отсюда до Иркутска недалеко), хотя, например, владыку Вадима служение заставило объездить всю страну. Привыкать к новому имени, принятому после пострига, не пришлось. Да и сам путь к вере, по собственному признанию владыки Максимилиана, не был отмечен большим горем или трагедией.

«Священник – это человек, которого кто-то когда-то зажег»

- Священник – это человек, которого кто-то когда-то зажег верой и своим служением повел за собой. Смирение и кротость, которые воспитывает православная церковь, часто не позволяют прихожанину, желающему священства, вызваться: «Я хочу стать пастырем!». Но если он стремится по-евангельски изменить себя, работает на благо прихода, то его усилия будут замечены. Конечно, на пути к сану будущего священника ждет множество испытаний – на этом этапе отсеиваются экзальтированные особы, люди с психическими отклонениями и просто кандидаты, не готовые по своим душевным и личностным качествам к пастырскому служению. И лишь тот, кто с честью выдержал этот экзамен, становится пастырем.

К сожалению, случается, что слуга Божий ослабевает в своем подвиге и не живет духовно. Тогда он погибает как священник, и люди не видят в нем пастыря. Но не стоит, глядя на такой пример, делать выводы обо всей православной церкви, ведь она делится на воинствующую – земную и торжествующую – небесную. Судить о ней нужно по победившим. А священник избирается из наиболее способных и желающих, но это тоже человек. Бывает, все при нем – «и голос, и волос», и ораторское искусство, но одолеет гордыня – и потерян пастырь. Из таких ересиархи нередко выходят.

Скандалы, связанные с руководством РПЦ, владыка Максимилиан считает чистой политикой:

- Церковь за последние 25 лет выросла значительно. Стала достаточно сильно влиять на умы людей. И хотя голос церкви все слышнее в информационном поле, она еще просто младенец на фоне «акул» черного пиара. Недостатки в жизни церковной были и раньше, но они так не выпячивались в СМИ, а с тех пор, как патриарх стал яркой и влиятельной фигурой, кто-то начал опасаться за свою власть. Вокруг церкви начали раздувать скандалы, распространять нелепые слухи.

Взять, например, шумиху вокруг дорогих часов. Ну, подарил кто-то часы патриарху – служение велит ему вращаться в высоких кругах, там это нормально. Кроме того, церковь никогда не проповедовала бедность! Она учит правильному отношению к богатству! А что попытались часы с фотографии стереть – так ведь и в его канцелярии работают люди, каждый со своими мыслями и сомнениями, чрезмерно об имидже позаботились. Оно и понятно, верующие люди не желают Матери-Церкви лишних поношений из-за разных недоуменных вопросов.

Или панк-молебен пресловутый – кто-то заплатил за эту акцию и сейчас получает с нее политические дивиденды. Девушек использовали. Их просто дергают за ниточки.

Люди погрязли в осуждении, оно не дает им расти духовно. Это серьезный стресс, когда все вокруг виноваты. Тогда о своем духовном состоянии человек и не задумывается. Необходимо переломить эту тенденцию. Для начала каждый должен «вытащить бревно» из своего глаза. Мы сейчас проживаем остатки запаса духовности, который передали нам предки. Почти у каждого в роду были праведники и добрые христиане, молитвами которых мы живем. Но этого задела хватит на 2-3 поколения – пора уже одуматься и начать работать над собой, над своей духовностью и нравственностью!

«Я думал, что навсегда расстался с компьютерами…»

До призвания к служению жизнь владыки Максимилиана была тесно связана с вычислительной техникой, он даже успел 8 лет проработать инженером-программистом в Иркутском аэропорту. Но после прихода в храм надолго выбыл даже из рядов простых пользователей:

- Я уж думал, что навсегда расстался с компьютерами. 5 лет – с 1998-го по 2003 год - к клавиатуре не прикасался, пока не был назначен секретарем епархии. Конечно, многое за это время изменилось, что-то пришлось едва ли не с нуля осваивать. Сейчас интернет и компьютер для меня – средства коммуникации и источники информации, я довольно тесно с ними связан. Хотя они добавляют в жизнь суеты.

Фильмами я тоже долгое время не интересовался. Но однажды решил познакомиться с киноклассикой, просто чтобы знать, что такое «Зеленая миля» или «Побег из Шоушенка».

В моей библиотеке, конечно, преобладает духовная литература, но и русской философской классике я стараюсь уделять внимание – Достоевскому, Лескову, Ильину и т.д.

Что я делаю, возвращаясь с работы? Так я на нее и не хожу. Потому что живу над рабочим кабинетом! Епархия большая – Ербогачен, Бодайбо, Мама, Усть-Илимск, Братск. Но необходимость разъездов меня не утомляет – было бы ради чего ездить! Я человек подвижный, однако просто так что-то делать – не для меня.

Богослов и кибернетик во владыке Максимилиане составляют причудливый сплав – нередко, говоря о сугубо религиозных понятиях, он пользуется техническими терминами и аналогиями. Например, цитируя расхожие строки о необходимости научиться слышать глас Божий, он предпочитает более современную интерпретацию:

- Святой Паисий Святогорец говорил: «Возьмите радиоприемник. Чтобы услышать что-либо, нужно настроиться на нужную волну. Так и Господь вещает постоянно, нужно лишь сердцем настроиться на Его волну…»

Справка: Родился 16 июля 1971 г. в Иркутске. В 1990 г. окончил Иркутский авиатехникум по специальности «Эксплуатация промышленных роботов».В 1995 г. окончил кибернетический факультет ИрГТУ по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления».С 1991 г. работал инженером-программистом в Иркутском аэропорту.В 1989-1994 гг. состоял в браке. Имеет дочь.В 1998-2002 гг. обучался на заочном отделении Тобольской духовной семинарии.

Елена Степанова,  "Горожанин"

Автор: Пресс-служба Братской епархии — Последнее изменение: 2012-11-01 19:59

Операции с документом

Наша газета

вид газеты

Газета издается с 1996 г и стремится к ежемесячной периодичности. Впрочем, это как правило не удается. Однако свою читательскую аудиторию газета приобрела, в том числе, и за рамками своего прихода. Выходит тиражом 3000 экземпляров на принципе самоокупаемости. При этом источником финансирования является добровольная жертва ее читателей, которую они просто опускают в жертвенные ящики в местах распространения газеты. Этой жертвы не хватает, чтобы выплачивать гонорары сотрудникам газеты, поэтому нас мало и наш труд - это тоже жертва на общее нужное дело. Благодаря такому подходу, наше издание не может выходить чаще одного раза в месяц, зато свободно от любых коммерческих соблазнов и печатает только тот материал, который отражает нашу духовную позицию.
Распространяется газета в храмах города и в православных киосках, расположенных в торговых комплексах по городу. Предпринимались также попытки распространять газету через киоски периодической печати.
После продолжительного перерыва (с 24 октября прошлого года), вышли, наконец, 2 новых номера. Мы постараемся удержать очередной зачин и планируем выход
сентябрьского выпуска к празднику Рождества Богородицы (21 сентября - 8 сентября ст.стиля).
Обычно выпуски получаются тематическими, т.е. более или менее внятно на страницах номера звучит одна тема. Этого удаётся достичь некоторым количеством перепечаток с других православных изданий. Здесь, на сайте, мы не будем размещать заимствованные статьи, вследствие чего содержание выпуска может потерять свою тематическую цельность. Поэтому мы предлагаем следить за печатным изданием и приобретать его в храмах или православных киосках города.
Помимо размещения статей под порядковым номером выпуска, мы планируем так же организовать их по авторам и по рейтингу. Рейтинг будет складываться по Вашим отзывам, дорогие читатели.
Наведывайтесь.