Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / СМИ / Газета «Братск православный» / № 4 (126), ноябрь 2011 / Пожалуйста, потише, дайте дочитать

Пожалуйста, потише, дайте дочитать

Размышления книголюба

Несколько десятилетий в окололитературных кругах длился спор об авторстве романа «Тихий Дон». И вот, наконец, после того как были найдены подлинные черновики М.А. Шолохова, вопрос о плагиате был снят окончательно. Имя нобелевского лауреата для всех сомневающихся в его таланте было реабилитировано. А вы не задумывались о том, как современный писатель в случае подобного спора сможет отстоять свои авторские права, ведь «черновики» теперь в электронном виде? А как, после смерти близкого человека, перечитать его письма, если вместо писем телефонные разговоры или, в лучшем случае, СМС? Конечно, есть электронная почта, но представьте солдата, который взял бы с собой в поход письма из дома и держал бы их на груди вместе с фотографиями, но только всё это в электронном виде, а в телефоне села батарейка. Да и свои-то мысли кто сейчас фиксирует, например, в дневнике? Подобного рода вопросы вскрывают серьёзную проблему, о которой я хотел бы начать разговор на страницах нашей газеты. Итак, дорогой читатель, я предлагаю Вам поговорить о чтении.

Читать по-гречески, -римски, -славянски

Всякий назвавшийся христианином должен ежедневно читать утреннее и вечернее правила, желательно главу из Евангелия. Надо знать литургию, читать жития и творения святых и, опять же, Священное Писание. Регулярные молитвы, например, перед и после причастия, каноны, акафисты, чтение Псалтири тоже необходимы. И это – минимум. Да надо ещё во всё это вникнуть и принять сердцем. Учитывая сложность текстов, стиль языка и нашу вечную нехватку времени, понятно, что работа колоссальная, но другого пути нет. «Не сомневаюсь, - писал Блаженный Августин, - что Промысел, допустив некоторую темноту в Писании, имел при сем мудрую мысль – дабы трудностью в изыскании точного смысла его смирить гордость человеческую, и чтобы наш рассудок предостеречь от пресыщенности – этот рассудок, который, по большей части, почитает неважным то, что легко можно открыть». А ещё он советует читать Священное Писание не только на латыни, но и на греческом и еврейском языках, чтобы лучше понять глубокий смысл Слова Божия… Здесь я сделаю небольшое отступление.

Лет десять тому назад, в ответ на вопрос племянника: «где же молодому парню с девушками приличными знакомиться»? Я ответил: «В библиотеке». Он рассмеялся, а ведь говорил я совершенно серьёзно. Будучи студентом–заочником я довольно много времени проводил в читальных залах различных библиотек Братска и Иркутска, испытывая необъяснимое чувство причастности к чему-то великому, разумному, загадочно–красивому. Вокруг, за исключением случайных посетителей, были люди особые – Читатели (именно так, с большой буквы). Они, как члены неведомого ордена или, лучше сказать, братства, были погружены в мир поиска, обладания и созерцания знаний. Искатели некой загадочной истины, они по одному или группами, «рылись» в каталогах, перелистывали подшивки газет и журналов, обкладывались стопками книг и что-то из них выписывали или увлечённо читали.

Сегодня многие Читатели из того былого братства вместе не собираются. Условия изменились. Читальный зал можно организовать прямо перед монитором компьютера, можно купить электронную «читалку», или, если нравится традиционный способ чтения - на любимом диване. Благо, нынче почти всё читаемое можно приобрести через торговую сеть. Только проблема в том, что при почти поголовной грамотности, при почти абсолютной доступности литературы, число желающих (я уж не говорю любящих) почитать катастрофически уменьшается. Особенно плохо обстоит дело с читающей, вернее, не читающей молодёжью. Казалось бы, в таких замечательных условиях бери да читай. Нет, не читают. А почему? Тому есть несколько причин, я назову 5 из них. Может пытливый читатель укажет их больше.

Всё равно всё не перечитаешь

Итак, причина первая. Человечеством написано очень много, всё равно всего не прочитаешь и за всю жизнь. Зачем же напрягаться?

Советский педагог-новатор Сухомлинский В.А. утверждал, что за всю жизнь человек может прочесть около двух тысяч томов, понятно, что это капля в литературном море знаний, накопленных за всю мировую историю. Но, боюсь, для многих современников эта «капля» в 2000 томов представляется безбрежным морем. В подтверждение своих слов приведу пример из собственной практики. Как-то на уроке обществознания в 10 классе я дал задание ученикам назвать 10 книг, которые оказали на них наибольшее влияние. Надо заметить, что дети в классе были достаточно развиты, школа – одна из лучших в городе, с гуманитарным уклоном. Тем не менее, в результате моё простое, казалось бы, задание вызвало затруднение у всех 25-ти учеников, потому что они такое количество книг ещё не прочитали. Учебники и детские сказки не в счёт. Тогда, по молодости лет, я был потрясён и глубоко разочарован открывшейся мне действительностью. Сегодня я не смотрю на молодых унылым взглядом старика, нет, ведь я знаю, что их спасёт. Кто дочитал статью до этого места, смогут узнать мой рецепт спасения в конце статьи. А пока, вспомню опять педагога-новатора. Сухомлинский советует своему сыну помнить слова Ф.Бэкона: «есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить», а мы своим детям что посоветуем? Может, им до старости жевать «Репку»? Или они так и останутся «голодными»?

Больше знать ни к чему

Причина вторая. Раньше люди многого не знали, а теперь знают. Ещё в школе дети многое узнают, и думают, что этого багажа им хватит на всю оставшуюся жизнь.

А как Вам такие факты. По данным социологов в 2011 г. 32% опрошенных верят, что Солнце вращается вокруг Земли, 6% затруднились с ответом. В 2007 г. эти цифры были более утешительные – 28% и 5% соответственно. Тупеем? Нет, просто меньше читаем. По разным данным от 34 до 46 процентов взрослых россиян не берут в руки книг, то есть не читают вообще. А те, кто читает, выбирают «лёгкую» литературу. За последние 15 лет заметно изменилось содержание чтения: преобладающая часть российского населения переключилась на серийную жанровую (детектив, боевик, любовная и сенсационно-приключенческая проза) и «гламурную» литературу. Исследователи отмечают переход населения от чтения к телесмотрению. В среднем россияне смотрят телевизор 3-4 часа в день, 5-6 часов по выходным. Ну, а содержательную сторону телеканалов я оставляю без комментариев.

Правда, остаётся школа, в спасительность которой большинство наших соотечественников ещё верят. Вынужден и здесь впрыснуть порцию пессимизма. Во-первых, хорошо в школе всегда учились единицы, а большинство школяров тянут ученическую лямку из-под палки, да и то, что получают в «школьные годы чудесные», на 90% забывается (это, опять же, статистика утверждает). А по данным PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) в течение последних 9-ти лет российские школьники по читательской грамотности (как и по другим дисциплинам) показывают стабильно плохие результаты (в 2009 г. 43-е место из 65). Во-вторых, в последнее время ученики всё меньше доверяют учителям, сильно подорван авторитет педагога. О причинах этого я здесь распространяться не стану, просто примите как факт. Не могу удержаться, чтобы не процитировать Ф.М.Достоевского, который сказал однажды об учителе, что «это штука тонкая: народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Деньгами, например, настроите школ, но учителей сейчас не наделаете».

Нет времени

Причина третья. Читать некогда. Жизнь очень насыщенная событиями пошла, времени не хватает на вещи «второстепенные». На первом месте – развлечения, отдых, на втором – зарабатывание (добывание) денег на развлечения и отдых, на третьем – поиск возможностей, связей и пр. для первых двух позиций. Что тут можно добавить из классиков? «Что наша жизнь? Игра!»

Трудно это

Причина четвёртая. Чтение – это труд, причём труд специфический. Работать же по-настоящему могут, к сожалению, далеко не все.

Я говорю здесь о серьёзной литературе. Например, читая Достоевского, ловишь себя на мысли, что так рассуждать, как герои Фёдора Михайловича, в обыденной жизни мы давно разучились. То название, какое ещё в советское (самое читающее) время было оскорбительным для современников, теперь большинством воспринимается спокойно – обыватели. То есть обычные небокоптители. Поел, поспал, сходил на работу (хотя, сегодня это не обязательно), отдохнул. И так по кругу. И так всю жизнь. Всю жизнь! Из этого поверхностно–скользящего коловращения люди зачастую и не стремятся вырваться. В глубину взаимоотношений, душевных переживаний, духовных исканий обыватели боятся и, в общем-то, уже не могут погрузиться – нет навыка.

Да и зачем это вообще нужно?

И, наконец, последняя, и, наверное, главная причина. В обыденном сознании утрачен смысл чтения.

Этот смысл обретается только при общении со Священными текстами. Недаром слово Библия в переводе с греческого означает «книги», отсюда и слово библиотека – книгохранилище (в скобках замечу, что Коран переводится с арабского – чтение). В христианстве же отношение к слову особенное, Сам Бог назван Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1-3). Но, чтобы познать Бога нужно уметь читать, то есть, не просто овладеть грамотой, а суметь проникнуть в смысл послания, оставленного человеку Богом. Увы, современный человек в массе своей далёк от понятия «священный», «святой». Достаточно отрастить бороду, чтобы назвали попом, надеть платок, чтобы окрестили монашкой, а, если ходишь в церковь – значит святой. Оторваться от примитивного уровня мировосприятия можно только смотря вверх, общаясь с высоко-духовными людьми. Но где их найти? Духовность в мире заметно оскудела. Остаётся уповать на печатное слово, высокие образцы которого бесценными крупицами рассыпаны в океане всего изданного человечеством. Только не ленись, собирай. Но получается, что чтение, так называемой, светской литературы – это лишь подготовка к настоящей работе с Текстом. Чтобы вплотную подойти к пониманию Слова Божия, нужно постепенно восходить, брать духовные высоты. Быть может так: классика светская, затем святые отцы и, наконец, Евангелие.

А теперь самое главное: как заставить детей взять в руки Книгу? Не книгу вообще, а Книгу книг – Библию, если они и простые-то книжки не читают. Я здесь говорю о детях, потому что, если в детстве человек не подружился с печатным словом, то в дальнейшем взять духовные высоты ему будет просто не под силу. Недаром отцы Церкви, составившие литургию – главное христианское действо, стержень жизни каждого христианина – Василий Великий, Иоанн Златоуст, были одни из самых образованных людей своего времени. Итак, что же мы сможем сделать для наших детей?

Здесь нужно очень постараться и набраться терпения. Во-первых, дома должны быть созданы условия, при которых ребёнок не мог бы пройти мимо книги. Своя домашняя библиотека – это первое. Обратите внимание на следующие статистические данные: 67% россиян фактически не имеют домашних библиотек! Неужели это мы с Вами? А наши бедные дети, лишённые духовной пищи, чем начнут «питаться»? Социологи говорят о сегодняшней России как о социуме телезрителей, объединённых в их воображении именно тем, что они – только зрители. Телепрограммы сегодня не только смотрят – телевидение формирует картину мира, отношение к себе и другим людям, к опеке государства и собственной инициативе, поддерживает общее представление о коллективном «мы» (в прошлом – героическом, ныне – пассивно-созерцательном). Вот так. Я уже не говорю об интернете (кто им пользуется, думаю, понимает всю серьёзность опасности, подстерегающей неокрепшие души в глубинах мирового информационного потока).

Во-вторых, нужно, чтобы ребёнок читал в коллективе: в семье, в классе (или группе д/с), в библиотеке. Чтобы видел единомышленников, чувствовал, что чтение увлекает, объединяет и развивает. Обязательно запишите своего ребёнка в библиотеку, лучше не в одну, а в несколько, пока они ещё есть. Ведь с 2003 по 2010 годы количество детских библиотек в нашей стране сократилось на 400. Всего же в России записано в библиотеки 20-25% населения. Кстати, в США это число составляет – 68%. Сравните. Я не знаю, как и что читают американцы, но меня всегда удивляло, что их президент, в отличие от нашего, перед вступлением в должность клянётся на Библии. Думаю, тут есть чему поучиться.

А мы с Вами, дорогой читатель, давайте будем читать сами и учить читать своих детей. А ещё молиться и учиться главному в жизни, помните, что ученье – свет, а неученье – тьма, причём эта тьма – вечная. «Жалко тех людей, которые не знают Бога, - писал святой Силуан Афонский. - Они не видят вечного Света, и по смерти идут в вечный мрак. Мы знаем об этом, потому что Дух Святой в Церкви открывает святым, что есть на небесах, и что есть в аду».

Автор: Иван Николаевич Афонин Последнее изменение: 2012-01-18 16:11

Операции с документом

Наша газета

вид газеты

Газета издается с 1996 г и стремится к ежемесячной периодичности. Впрочем, это как правило не удается. Однако свою читательскую аудиторию газета приобрела, в том числе, и за рамками своего прихода. Выходит тиражом 3000 экземпляров на принципе самоокупаемости. При этом источником финансирования является добровольная жертва ее читателей, которую они просто опускают в жертвенные ящики в местах распространения газеты. Этой жертвы не хватает, чтобы выплачивать гонорары сотрудникам газеты, поэтому нас мало и наш труд - это тоже жертва на общее нужное дело. Благодаря такому подходу, наше издание не может выходить чаще одного раза в месяц, зато свободно от любых коммерческих соблазнов и печатает только тот материал, который отражает нашу духовную позицию.
Распространяется газета в храмах города и в православных киосках, расположенных в торговых комплексах по городу. Предпринимались также попытки распространять газету через киоски периодической печати.
После продолжительного перерыва (с 24 октября прошлого года), вышли, наконец, 2 новых номера. Мы постараемся удержать очередной зачин и планируем выход
сентябрьского выпуска к празднику Рождества Богородицы (21 сентября - 8 сентября ст.стиля).
Обычно выпуски получаются тематическими, т.е. более или менее внятно на страницах номера звучит одна тема. Этого удаётся достичь некоторым количеством перепечаток с других православных изданий. Здесь, на сайте, мы не будем размещать заимствованные статьи, вследствие чего содержание выпуска может потерять свою тематическую цельность. Поэтому мы предлагаем следить за печатным изданием и приобретать его в храмах или православных киосках города.
Помимо размещения статей под порядковым номером выпуска, мы планируем так же организовать их по авторам и по рейтингу. Рейтинг будет складываться по Вашим отзывам, дорогие читатели.
Наведывайтесь.