Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / СМИ / Газета «Братск православный» / Статьи 2013 года / Екатеринбург – Ганина Яма – Алапаевск

Екатеринбург – Ганина Яма – Алапаевск

Братские гимназисты прошли последним путём царской семьи. Педагог Инна Васильевна Маковская, сопровождавшая ребят, анализирует значимость поездки.

И.В.МаковскаяКаникулы - время традиционного детского отдыха. Каникулы – время особенной ответственности для взрослых: где в это время наши дети? О чем думают? С кем встречаются и говорят? Какие идеалы или идолы подстерегают их? Лесенка, по которой они так стремительно направляются за нами во взрослую жизнь, направлена вверх или вниз?..

Если задуматься над проблемами воспитания детей в современном обществе, можно найти немалое их количество: это и дефицит реального общения детей со сверстниками и взрослыми, замещаемый он-лайн контактами и дежурным вопросом «Уроки сделал?» и ему подобными, отчего происходит оскудение эмоциональной сферы ребенка, неумение и нежелание его жить с другими, искать с ними общий язык, сотрудничать, что порождает неистребимый эгоцентризм и инфантильность современной молодежи. Это и двойные стандарты жизни, когда то, что родителями и учителями показывается как недостойное, воспевается и идеализируется средствами масс-культуры, что делает двойственной и жизнь ребенка, который терпит «устаревшие взгляды» взрослых на современную жизнь, предвкушая, что скоро ему наконец-то будет позволено «нырнуть» во взрослый «мир удовольствий». Это и устойчивый настрой на потребление всего и вся без желания что-то реально сделать самому, без творческих порывов и надежды, что что-то получится. Это и культ материальных благ, обладание которыми становится критерием успеха и счастья в жизни уже даже для многих детей из воцерковленных семей. Это и парадокс христианского воспитания в нашем веке, когда чем больше подросток знает о Церкви, тем меньше у него живой веры и желания строить свою жизнь, опираясь на Православную традицию.

Эти проблемы многочисленны и многогранны, и мучителен поиск новой системы воспитания, которая могла бы помочь нашим детям жить не во сне. Очевидно, что принять христианскую веру сердцем может лишь человек, умеющий делать осознанный и ответственный выбор. Но как научить совершать жизненный выбор и быть ответственным за свою жизнь? В созданном епархиальном Молодежном центре, православных лагерях, в гимназии мы пытаемся искать ответы на эти непростые вопросы, выбирая разнообразные формы работы с подростками и молодежью.

Так, на этих осенних каникулах восьмые и девятые классы братской православной гимназии совершили паломничество по маршруту «Екатеринбург – Ганина Яма – Алапаевск». Отправляясь с ребятами к Царственным мученикам, мы не только хотели, чтобы юные души наших учеников укрепились от соприкосновения со святыней, но и предлагали им серьезную духовную работу – понять причины и следствия произошедшего в страшное революционное время, ощутить свою принадлежность к русской нации, приготовив свое сердце к покаянию за непоправимое зло, содеянное нашими предками. А еще хотелось, чтобы наши парни и девушки узнали представителей Царской фамилии как людей: как они жили, что считали главным в жизни, о чем мечтали, как трудились, любили, какими были в общении, как умели делать выбор и быть мужественными в тяжелейшие моменты своей земной жизни, какую живую теплую веру имели, как воспитывали свои души в чистоте и истине…

Свято-Троицкий монастырь в с.ТарасковоПервым встретил нас мужской Свято-Троицкий монастырь в селе Тарасково. Можно сказать, что попали мы туда случайно: в ночь прибытия в Екатеринбург не оказалось мест в недорогих гостиницах, и монастырь любезно открыл нам свои ворота на границе ночи и утра, когда спали даже монахи, и только благоговейный неразговорчивый послушник, приветливо встретив нас, пригласил в часовню иконы Божией Матери «Всецарица»  и к тут же, внутри часовни находящемуся, святому Ея источнику. Прочитав Акафист Матушке Богородице в честь Ее чудотворной иконы, самые смелые поспешили облиться водой из этого источника. Из воспоминаний наших подростков: «Я сразу, без всякого страха, сомнения и раздумий пошла обливаться, несмотря на то, что буду мокрой и что у меня нет полотенца, но я чувствовала особую благодать». После мы уже окончательно проснулись и бодро уплетали в трапезной запасы монастырского чая и хлеба.

Когда открыли храм, стало понятно, что Божий промысел привел нас сюда совсем не случайно: в храме среди множества частичек мощей святых Божиих угодников нас встретили и мощи святого  Иннокентия, митрополита Московского, -покровителя нашей гимназии, молебен которому мы служили перед самым отъездом, прося его молитв и помощи в нашем долгом пути. Здесь же нам удалось приложиться к частичке Креста Господня и к списку иконы «Взыскание погибших», испрашивая помощи Господа и Богородицы для дарования сил, покаяния и молитвы и нам.

То, что паломничество не будет простым, показала уже первая Литургия, когда биологические часы внутри заработали с предательской силой, и всех стало мучительно клонить в сон, хотелось выйти на улицу, многих начали раздражать такие мелочи, на которые дома и не обратили бы внимания...

Братчане в ЕкатеринбургеЕкатеринбург…Старинный, красивейший уральский город. Место последнего пристанища еще живой Царской Семьи… Даже сейчас кажется, что это не по-осеннему высокое небо и холодные плиты мостовой Их помнят… Часовня святой Великомученицы Екатерины, набережная, первая плотина – по сравнению с Братской такая кроха, что невольно вызывает улыбку. А как подумаешь, что она – пра-пра-пра-…бабушка нашей – замираешь с чувством какого-то внутреннего трепета: как она близко – история нашей страны!..

Храм-на-Крови в ЕкатеринбургеХрам-на-Крови. Суровый и строгий снаружи, похожий на памятник. Внутри – Царские палаты: величественно взирают на тебя со стен святые Патриархи и Цари русские: кто ты? Каков ты? Зачем пришел? Что в душе и сердце принес с собой?.. Дорогие красивые иконостасы в обоих храмах: нижнем и верхнем. В верхнем – рака с частицей мощей святого преподобного Серафима Саровского, связанного с последним императором тайной предсказания и прославления в лике святых. Там, в бездонной вышине купола – Любящий Лик Господа. И – открытое пространство над расстрельной комнатой…

Вот это место. Первый этаж. На солею можно подниматься всем. Только металлическая резная перегородка, за которой – открытый Алтарь. Престол. Жертвенник. Икона, будто возносящаяся ввысь. Здесь они все – нераздельно. Возлюбившие Бога, Истину, Родину и друг друга… Ты можешь стоять там долго – и все равно не сможешь сказать, о чем тогда думал, даже о чем молился. Но вернулся немножко другим. Только об этом тоже не говорят. Это просто есть.

Сложно спрашивать о том и детей. Пишем, конечно, сочинения. Есть дежурные, есть пустые, есть скупые. Но об этом месте – нет ни пустых, ни красиво-кружевных, ни равнодушных. Одна из наших юных паломниц вспоминала, что «этот престол так затронул – до сердца, что хотелось остаться там и находиться днями и ночами, и возносить молитвы за всех людей»…Один ты, Господи, знаешь сердца наши и наших деток. Помоги и нам научиться так любить и так жить, чтобы было, за что умереть! Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас и детях наших!

На следующее утро, еще затемно, выехали на старом пазике на Ганину Яму – место издевательств уже над останками Царской Семьи и Их погребения – вернее, погребения того, что от этих тел осталось. Всю дорогу напряженно всматриваешься в темноту негустого леса – молчаливого свидетеля Их последнего пути… Ворота. Иверская икона. А внутри – настоящее русское Царство с деревянными храмами. Вспоминает один из ребят: «Особое впечатление оставило посещение мужского монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме. Литургия в храме была особенной и необыкновенной благодаря тому, что хор в храме состоял всего из двух монахов, а запах деревянных брусьев, из которых сложен храм, добавлял неповторимость и живость происходящему».

Ганина ЯмаДовольно большая территория монастыря, семь храмов. Покаянный крест возле шахты, привезенный певицей Викой Цыгановой и сделанный из огромного дерева с места боев на Курской дуге – все тело дерева было изрешечено пулями и осколками. Сейчас этот набитый пулями Крест простирает свою перекладину над страшной шахтой, где истерзанные пулями тела Царской Семьи обливали серой, жгли и терзали даже мертвыми в звериной злобе и страхе те, кто по видимому еще казался людьми… Возле этой шахты и Креста стояли и, как могли, молчали и молились наши выросшие дети, которые совсем скоро возьмут в свои окрепшие руки нашу страну. Куда они поведут ее? Как будут ей служить?.. Господи, помоги, вразуми сердца и умы детей наших по молитвам Царственных Страстотерпцев!.. А вот и Их простая фотография – без рамочки и полиэтилена. Кто-то прибил ее высоко на дереве тогда, когда монастыря не было не только в планах, но и в мечтах тайком пробиравшихся на это место. С тех пор она висит – под дождями, снегами и ветрами, нарушая все естественные законы, вопия о торжестве Воскресения и Жизни Вечной!..

Алапаевск. Еще одна долгая дорога в темноте пробуждающегося утра. В современном автобусе – видео, и за час с небольшим ошеломленным сердцам нашим открывается простая и величественная судьба Великого Князя Сергия Романова – истинного христианина, одного из самых интеллигентных и образованных людей своего времени; Великой Княгини Елисаветы, вся жизнь которой потрясает не менее сильно, чем мученическая кончина вместе с последними представителями династии Романовых и верной келейницей инокиней Варварой.Они были светом Святой Руси во мраке революционного хаоса, за что и были вероломно и зверски уничтожены: великий Князь – бомбой террориста, все остальные сброшены латышскими палачами от революции в шахту живыми и беззащитными, идя «яко овча на заколение». И, как и семья Императора и Императрицы, их семья – тот же пример святой супружеской любви, чистоты и верности; деятельной любви в служении России и ее людям; веры, возводящей на Крест с благодарением… Господи, помоги детям нашим понять красоту и подвиг Твоих святых угодников! Освяти и их жизнь, направь к чистоте и правде!...

Прогулка по ЕкатеринбургуА вокруг – стоглазые соблазны супермаркетов большого города. Яркие безделушки, модные штучки, небезопасная для души символика… Свобода удовольствий взрослой жизни… Ах, как близко!.. Ах, как манит!.. Господи, помоги детям нашим увидеть вещи в их истинной сути! Помоги, Господи, понять, что жизнь и удовольствие – не синонимы, что служение – не обуза, а радость. Что труд - не досадная необходимость, а лекарство для здоровья души, благодарность Богу за мир и возможность сделать его лучше – чем сможешь. Или защитить, что есть… Помоги, Господи, детям моим быть лучше меня, потому что если они не зажигаются от меня светом, значит, свет, который во мне – тьма? Но Ты, Господи, можешь все. Господи, прости, помоги и управи все по Воле Твоей.

Часто внутри себя слышу вопрос Твой, Господи, какой Ты задал апостолу Петру, уже предавшему и раскаявшемуся, и от боли и беззащитности, кроме как к Тебе, другого пути не имевшему: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» «Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя»- даже такой, люблю Тебя, Господи, помоги! «Паси агнцы Моя…»  Господи, помоги, упасти! Вокруг столько рыкающих, а не вем ни света, ни меча, ни бича…Токмо Ты, Господи, - опора, упаси и спаси детей наших!..

…Паломничество детям понравилось. Несмотря на трудности, разногласия, многие, уезжая, плакали. Что вынесли они, что посеяно и прорастет в душах их – знает только Бог. Одна из девочек в конце своего сочинения сказала так: «Наша поездка помогла мне о многом задуматься. Например, о том, что в нашем обществе работал и работает очень сильный «стадный инстинкт», когда люди переставали думать сами и начинали подражать другим, следуя им даже на пути тяжких преступлений».

Особенно молодым важно правильно увидеть путь, по которому следует идти, чтобы жизнь не стала обманным миражом. Хочется напоследок всем – взрослым и юным – подарить письмо Константина Победоносцева – одного из величайших людей своего времени, бывшего учителем Великого Князя Сергия Романова. Это письмо написано учителем своему питомцу в день его 16 – летия, а, пожалуй, не устарело до сих пор и дает пищу для размышления представителям любых возрастов.

«Вам минуло 16 лет. Детство Ваше, мирное и беспечное, миновало окончательно. До сих пор за Вас думали, о Вас заботились, все для Вас устраивали другие. Наступает пора, когда Вам самому необходимо думать о себе и устраивать будущую жизнь свою. Если до сих пор, отдаваясь вполне руководству и распорядку, Вы не ставили перед собою серьезно вопросов: «Чем я буду? Как я буду?», то теперь уже нельзя избежать их. Эти вопросы должен ставить перед собою серьезно всякий молодой человек Ваших лет, если хочет действительно чем-нибудь быть, действительно что-нибудь значить на этом свете. Истинное богатство взрослого человека вот в чем состоит. Он должен сознавать в себе внутреннюю силу – разумения, умения и воли. Он должен всегда знать, чего хочет и что делает. Он должен уметь: кто умеет и делает, тот спасен на этом свете. Он должен стоять на своих ногах и держаться крепко своей силой, чтобы на него можно было опереться, а не он опирался бы на других, и не искал бы, как слепец, вождя. Он должен чувствовать, что нужен, и не даром живет на свете и в кругу своем. Вот идеал, который Вам надобно ставить перед собой, на который надо смотреть. Вот в какого человека Вам надобно вырасти. Поверьте, что этот идеал и для Вас таков же, каков и для последнего из бедных и незнатных…

Самый первый совет вот какой. Храните себя в правде и чистоте мысли. Во всяком движении сердца и мысли справляйтесь в совести с началом правды Божией…свято храня детскую веру, не забывайте ставить себя перед Богом. Это основной регулятор жизни – до самого конца, и Боже избави ослабить его, а его нетрудно совсем обессилить привычкою к сделкам с совестью.

Второе. Учитесь жить своим умом и своим умением…Выше всего правило – делать всякое дело, какое на Вас положено, большое и малое, добросовестно и вправду, то есть делать его самому, своим трудом, своей мыслью, своим интересом, своею ревностью…

…где бы Вы ни были потом…, главный вопрос будет для Вас все тот же: чем Вам быть, человеком, который отдает себе отчет, в том, что думает, говорит и делает, и знает, чего хочет, - или получеловеком, который не имеет определенного, сознательного мнения и говорит и действует только по случайному впечатлению…

И вот третий совет. Блюдите в себе целость духовного, умственного и нравственного интереса, чтоб он у Вас был на первом месте. А не интерес чувственный. Дух оживляет, а не плоть. Воспитывайте в себе мысль твердую, здоровую, основательную, любите знание, развивайте в себе вкус к чтению, к разумной беседе…

Четвертое. Смотрите за собою, к каким людям Вас тянет и с какими Вам неловко и тяжело. Берегитесь, если Вам кажется удобнее и приятнее с людьми легкими, ничтожными или забавными и льстивыми…

Пятое. Наконец скажу Вам: где бы Вы ни были, что бы Вы ни делали, не забывайте, кто Вы такой и к чему Ваше положение Вас обязывает…»

Впереди Рождественские каникулы. Какими они будут для наших детей и для нас?.. Где они и мы будем?.. С кем?.. Какие мысли, чувства и дары принесем к яслям родшегося Бога?.. Все впереди. Помоги, Господи, всем нам!

Автор: Инна Васильевна Маковская — Последнее изменение: 2013-01-02 20:31

Операции с документом

Наша газета

вид газеты

Газета издается с 1996 г и стремится к ежемесячной периодичности. Впрочем, это как правило не удается. Однако свою читательскую аудиторию газета приобрела, в том числе, и за рамками своего прихода. Выходит тиражом 3000 экземпляров на принципе самоокупаемости. При этом источником финансирования является добровольная жертва ее читателей, которую они просто опускают в жертвенные ящики в местах распространения газеты. Этой жертвы не хватает, чтобы выплачивать гонорары сотрудникам газеты, поэтому нас мало и наш труд - это тоже жертва на общее нужное дело. Благодаря такому подходу, наше издание не может выходить чаще одного раза в месяц, зато свободно от любых коммерческих соблазнов и печатает только тот материал, который отражает нашу духовную позицию.
Распространяется газета в храмах города и в православных киосках, расположенных в торговых комплексах по городу. Предпринимались также попытки распространять газету через киоски периодической печати.
После продолжительного перерыва (с 24 октября прошлого года), вышли, наконец, 2 новых номера. Мы постараемся удержать очередной зачин и планируем выход
сентябрьского выпуска к празднику Рождества Богородицы (21 сентября - 8 сентября ст.стиля).
Обычно выпуски получаются тематическими, т.е. более или менее внятно на страницах номера звучит одна тема. Этого удаётся достичь некоторым количеством перепечаток с других православных изданий. Здесь, на сайте, мы не будем размещать заимствованные статьи, вследствие чего содержание выпуска может потерять свою тематическую цельность. Поэтому мы предлагаем следить за печатным изданием и приобретать его в храмах или православных киосках города.
Помимо размещения статей под порядковым номером выпуска, мы планируем так же организовать их по авторам и по рейтингу. Рейтинг будет складываться по Вашим отзывам, дорогие читатели.
Наведывайтесь.