Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / СМИ / Газета «Братск православный» / Статьи 2013 года / Народный дом как форма участия Православной церкви в общественной жизни: вчера и сегодня

Народный дом как форма участия Православной церкви в общественной жизни: вчера и сегодня

научная статья доцента кафедры истории и политологии Братского государственного университета Н.Н.Наумовой

«Все религии... всегда оказывают мощное воздействие на все отрасли социальной жизни и творчества народов. Так и Православная Церковь… была и будет социальным фактором жизни России. Нужно только способствовать тому, чтобы это как бы невольное, бессознательное социальное служение православия русскому народу было осознано, признано, организовано и развито» (Карташев А.В. Церковь как фактор социального оздоровления России // Церковь. История. Россия: Статьи и выступления. М., 1996. С. 242).

Формы такого служения - служения Богу и ближним - могут быть различны, однако несомненна ценность исторически найденных и отшлифованных методов работы Русской Православной Церкви на благо общества. Одной из таких перспективных форм общественно значимой работы является «переключение» современного прихода в режим функционирования народного дома.

Исторически народный дом - это общедоступное негосударственное культурно-просветительское учреждение клубного типа, универсальный досуговый центр, ориентированный на самые широкие слои населения. В России народные дома массово создавались с конца 1880-x гг., в Восточной Сибири это приобрело актуальность после событий 1905 г. Большинство народных домов до 1914 г. были государственными (например, земские и муниципальные дома попечительства о народной трезвости), однако встречались и негосударственные народные дома, построенные и финансируемые частными благотворителями, местными промышленниками, муниципальными управами, обществами трезвости. В Восточной Сибири народные дома функционировали в основном благодаря усилиям представителей местной интеллигенции, духовенства, передового крестьянства.

Бытует неверное мнение о том, что непосредственными предшественниками народных домов в России были народные дома Англии, создававшиеся с 1887 г. как образовательные учреждения и предоставлявшие вечернее образование для взрослых и внешкольное - для детей. На самом деле первый отечественный Народный дом был открыт в 1882 г. в Томске.

культурно-исторический центр с. Братск-Острожного с Братской Богоявленской церковью и одной из башен острогаНародные дома XIX — начала XX вв. объединяли все формы образовательной и досуговой деятельности. В них могли находиться библиотека с читальней, театрально-лекционный зал со сценической площадкой, воскресная школа, вечерние классы для взрослых, хор, чайная, книготорговая лавка, музеи (чаще всего – музеи наглядных пособий). Например, при народном доме с. Братск-Острожного функционировали краеведческий музей и народный театр, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотографии участников в гриме и сценических костюмах.

Прообразом народного дома в Восточной Сибири можно считать внебогослужебные собеседования, которые с 1885 г. должны были проводиться в воскресные и праздничные дни для того, чтобы воспрепятствовать посещение крестьянами питейных заведений. Целью наставлений являлись искоренение суеверий и предрассудков, катехизация населения, задержка распространения сектантских и староверческих учений, повышение авторитета священника.

о.Леонид Малышев, один из создателей краеведческого музея в с. Братск-Острожном, настоятель Братской Богоявленской церкви Еще одним предтечей народного дома можно считать религиозно-нравственные чтения, устройство которых было сопряжено с немалыми трудностями: в 1900 г. в Иркутской епархии было выдано только семь разрешений консистории. Некоторые инициативные священники, например, иерей Бельской церкви Ф.Парняков, открывали народные читальни. Устройством чтений занимались также специальные уездные комиссии, взаимодействующие не только с духовной консисторией, но и с уездным полицейском управлением. В Иркутской епархии сеть таких комиссий была учреждена 30 октября 1893 г. архиепископом Тихоном. Правила производства чтений, опубликованные в «Епархиальных ведомостях», предполагали разработку программы, иллюстрацию «туманными картинами» с волшебным фонарем, организацию церковных хоров, продажу и раздачу бедным книг. В первый же год существования комиссии в г. Иркутске количество слушателей народных чтений составляло 200-250 человек, иногда доходя до 400.

Крестьян особенно интересовали жития святых, во время войны – рассказы из военного быта и о подвигах, исторические и географические очерки. Чтение производило огромное впечатление и вызывало бурю эмоций: «При чтении повестей о страдании мучеников народ иногда умиляется до слез; когда дочитаешь.… Бывает заметно, какое это особенное настроение: несколько мгновений совсем ничего никто не говорит, потом начинают обмениваться мнениями, но делается это тихо шепотом, чтобы не помешать, не испортить настроение соседям».

В 1905-1917 гг. создание народных домов приобрело массовый характер и получило официальную поддержку - в надежде связать революционную активность населения, популяризировать «разумные развлечения», заинтересовать молодежь и противодействовать массовому пьянству. В сибирском селе деятельность священников и сельской интеллигенции консолидирует прихожан вокруг, как правило, церковной школы, которая становится своеобразным культурно-просветительским центром, получая название Народного дома и объединяя людей разных возрастов и имущественного положения.

Наряду с искоренением невежества с начала ХХ в. на школы ВПИ и православные приходы, объединенные концепцией народного дома, возлагается необходимость борьбы с бытовым пьянством населения. Произведенные в начале ХХ в. исследования показали, что 82% алкоголиков регулярно употребляли крепкие напитки в школьном возрасте. Для упорядочения систематического преподавания сведений о вреде алкоголя решено было ввести «науку трезвости» в раздел школьной гигиены или ее вкрапления элементов во все предметы начальной школы. Особая роль отводилась внешкольной просветительской деятельности педагогов и священников, которая могла выражаться в организации музеев и выставок, публичных чтений и бесед, специальных курсов «науки трезвости» и обществ ревнителей трезвости.

В задачи обновленной церковной школы-народного дома входили популяризация гигиенических и ветеринарных знаний, пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом, распространение сельскохозяйственных знаний, ремесленных навыков. В гг. Иркутске, Ачинске образуются комиссии по внешкольному образованию, базой деятельности которых также становится преимущественно церковно-приходская школа.

вид с Ангары на центр с. Братск-Острожного с Братской Богоявленской церковьюВ годы Первой мировой войны в Восточной Сибири начинается массовое сооружение специальных зданий для церковных народных домов. В Иркутской епархии существовавшие школы были приспособлены к новым условиям, в Енисейской - девять зданий было построено за счет средств епархии, намеченное сооружение еще 75 не осуществилось.

Законоучители и учителя в рамках функционирования народных домов вели патриотическую работу, побуждали сельское население к помощи семьям фронтовиков. Практиковалось изучение с учащимися школ мест боев и хода боевых действий. В праздничные программы традиционных школьных елок и иных торжеств к привычным декламации, пантомимам, хороводам добавились пение патриотических гимнов и военных песен, чтение стихотворений на военную тематику и т.д.

Были в деятельности сибирских народных домов и курьезные, но от этого не становившиеся менее значимыми, моменты. Так, например, в 1911 г. в подвале здания народного дома Тюмени открылся первый в городе «приют для опьяневших» (вытрезвитель), где загулявших тюменцев отпаивали рассолом, подносили нашатырь и включали граммофон – «для возвращения трезвого взгляда на явления жизни». (Иваненко А.С. Новые прогулки по Тюмени, изд. "Радуга-Т", 2008)

После 1917 г. идея народных домов была положительно воспринята новой властью. В 1920-1930 гг. большое распространение получают дома крестьянина, или сельские народные дома, которые должны были стать опорой политической, сельскохозяйственной и культурной работы на селе. Эти культурно-просветительные центры, как и дореволюционные народные дома, выполняли функции избы-читальни, выставки, театра и т.д. Идеи демократизации культуры, приобщения к ее достижениям широкой народной массы через развитие сети народных домов оказались востребованы новой властью. Некоторые из народных домов приобрели в этот период также и гостиничные функции: для делегатов многочисленных совещаний и съездов из районов жилья в городе не хватало.

Некоторые современные приходы Русской Православной Церкви фактически являются народными домами, что актуализирует исторический опыт работы подобных структур. Естественно, что задачи работы церковного народного дома сегодня трансформированы – например, нет необходимости создания публичных бесплатных библиотек или обучения грамоте всех желающих. Однако основную задачу народного дома – объединение населения (не обязательно глубоко воцерковленного) вокруг культурно-просветительского центра нельзя не признать чрезвычайно насущной и в наши дни. В г. Братске уникальное расположение – в виде цепи относительно изолированных друг от друга жилых районов - зеркально повторяет ситуацию разбросанности сибирских сел, что усиливает необходимость создания социальных конструкций, подобных дореволюционным народным домам.

Рассмотрим опыт храма во имя свт. Иннокентия, созданного всего пять лет назад в ж/р Энергетик с населением не более 40 тыс. чел. На базе прихода функционируют:

- двухуровневая воскресная школа - для детей и взрослых;

- огласительные беседы для крещаемых, ведущиеся штатными катехизаторами прихода;

- группы творческого развития детей «Теремок» и «Радуга» для детей 1,5-3 лет, в которых дети осваивают декоративно-прикладное искусство и родной фольклор. Занятия проводятся по авторским программам на высоком методическом уровне.

- приходской хор;

- женская студия «Светелка»;

- военно-патриотический центр «Ладья», в рамках которого действуют казачий кадетский класс и летние военно-полевые сборы, где учащиеся помимо общетеоретического обучения приобретают навыки тактики и разведки, высотно-штурмовой и огневой подготовки, рукопашного боя. Помимо кадетского класса, в котором обучаются дети 11-13 лет, для подростков более старшего возраста действует группа допризывной подготовки «Бобр», для взрослых мужчин организованы занятия по русскому рукопашному бою.

- группа военно-патриотического воспитания «Казачата» для мальчиков 6-10 лет;

- фольклорный ансамбль «Ладья» активно участвует в городских мероприятиях, фестивалях «Рождественская звезда» «Пасхальные колокола»;

- Центр поддержки материнства, детства и семейных ценностей, занимающийся оказанием материальной и моральной помощи женщинам, оказавшимся в ситуации кризисной/незапланированной беременности, малоимущим и многодетным семьям. На счету центра ряд социально значимых акций - сбор подписей против введения в России «ювенальной юстиции», противоабортные акции «Поставь свечу», акции «Рождественский подарок» (сбор подарков для детей оставшихся без попечения родителей).

Центр сотрудничает с благотворительным фондом «Русская Берёза», занимающимся психологической, юридической и материальной помощью социально незащищенным гражданам. Примером этого сотрудничества является долговременная акция «Накорми ребенка»: организация питания детей из малоимущих семей поселков Братского района. Также осуществляется постоянный сбор одежды и обуви, предметов бытового обихода, школьно-письменных принадлежностей и т.п. для нуждающихся семей.

- Свято-Александровское хуторское казачье общество, объединяющее десятки молодых семей;

- молельная комната, открытая при ближайшем больничном комплексе (ГБ №2).

Энергичный, инициативный настоятель о. Андрей Дорогобид фактически воссоздал у себя в приходе церковный народный дом – численность занятых в многообразных мероприятиях и структурах прихода исчисляется сотнями людей, принадлежащих к разнообразным социальным, имущественным и возрастным группам.

Организация работы современного православного прихода в форме народного дома должна способствовать не только формированию положительного отношения общества к Русской Православной Церкви, но и росту культурных запросов населения, развитию образовательной и досуговой инфраструкту​ры, особенно актуальной для небольших компактных поселений.

Все это является залогом востребованности дореволюционного опыта в организации работы современного православного прихода. Социальная диакония – общественное служение Русской Православной Церкви – в возрожденных исторических формах, способствующих консолидации общества на здоровых, традиционных началах, может стать важной составляющей современной архитектуры государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации.

И сегодня Народный дом – это место, объединяющее людей разных социальных, половозрастных групп, не обязательно глубоко воцерковленных, но связанных общим делом вокруг храма.

Автор: Надежда Наумова — Последнее изменение: 2013-03-20 21:42

Операции с документом

Наша газета

вид газеты

Газета издается с 1996 г и стремится к ежемесячной периодичности. Впрочем, это как правило не удается. Однако свою читательскую аудиторию газета приобрела, в том числе, и за рамками своего прихода. Выходит тиражом 3000 экземпляров на принципе самоокупаемости. При этом источником финансирования является добровольная жертва ее читателей, которую они просто опускают в жертвенные ящики в местах распространения газеты. Этой жертвы не хватает, чтобы выплачивать гонорары сотрудникам газеты, поэтому нас мало и наш труд - это тоже жертва на общее нужное дело. Благодаря такому подходу, наше издание не может выходить чаще одного раза в месяц, зато свободно от любых коммерческих соблазнов и печатает только тот материал, который отражает нашу духовную позицию.
Распространяется газета в храмах города и в православных киосках, расположенных в торговых комплексах по городу. Предпринимались также попытки распространять газету через киоски периодической печати.
После продолжительного перерыва (с 24 октября прошлого года), вышли, наконец, 2 новых номера. Мы постараемся удержать очередной зачин и планируем выход
сентябрьского выпуска к празднику Рождества Богородицы (21 сентября - 8 сентября ст.стиля).
Обычно выпуски получаются тематическими, т.е. более или менее внятно на страницах номера звучит одна тема. Этого удаётся достичь некоторым количеством перепечаток с других православных изданий. Здесь, на сайте, мы не будем размещать заимствованные статьи, вследствие чего содержание выпуска может потерять свою тематическую цельность. Поэтому мы предлагаем следить за печатным изданием и приобретать его в храмах или православных киосках города.
Помимо размещения статей под порядковым номером выпуска, мы планируем так же организовать их по авторам и по рейтингу. Рейтинг будет складываться по Вашим отзывам, дорогие читатели.
Наведывайтесь.