Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / СМИ / Газета «Братск православный» / Статьи 2013 года / Простые вопросы о Пасхе

Простые вопросы о Пасхе

Правда ли, что на Пасху обязательно нужно съездить на кладбище?

Нет, неправда. Вернее, съездить-то можно, конечно. Но такая поездка не будет иметь ровным счетом никакого отношения к традициям Православной Церкви. Обычай посещать кладбище на Пасху, хотя и существовал в некоторых своих чертах гораздо раньше, в основном сложился все-таки в советский период истории нашей страны, когда атеистическое государство очень жестко контролировало посещение гражданами храмов и применяло серьезные санкции к тем, кто все-таки не боялся исповедовать свою веру таким образом. За участие в Пасхальном богослужении или просто за освящение пасхального кулича и яиц человек запросто мог получить выговор на службе, лишиться очереди на квартиру, потерять должность. Поэтому вместо храма люди стали в день Пасхи посещать могилы своих родных, тем более что традиционно в России кладбище было расположено неподалеку от церкви. Это было, своего рода религиозное диссидентство, когда верующий человек, лишенный возможности посещать храм, все же отмечал, как мог, отнятый у него церковный праздник. Этот вариант празднования Пасхи государство тоже не одобряло, но и не преследовало, относя его к народным обычаям. К сожалению, в отрыве от церковной традиции такое поминовение своих усопших близких довольно быстро выродилось в банальные пьянки на их могилах.

Сегодня ходить в храм хоть на Пасху, хоть в другие дни можно было без всяких опасений. Но обычай поминать близких на кладбище действительно стал народным. С точки зрения православной традиции, посещать кладбища на Пасху не следует. Христово Воскресение — это торжество жизни над смертью, свидетельство того, что у Бога — все живы. Пасха — день радости, а не скорби. Поэтому в течение всей пасхальной седмицы в храмах не проводятся заупокойные службы и панихиды. Поминать усопших и посещать кладбища нужно на девятый день после Пасхи — в Радоницу. Именно вторник следующей после Светлой седмицы недели является в Церкви особым днем поминовения усопших.

 Что такое Чистый четверг и что нужно в этот день делать? Обязательно мыться и проводить уборку в доме?

Такое понимание Чистого четверга — печальный плод атеистических десятилетий советской власти в России, имеющий ту же природу, что и посещение кладбищ на Пасху. В народе сохранилась и передавалась из поколения в поколение память о христианской традиции — названия праздников, постов, памятных дней годового богослужебного круга. Но подлинный смысл этих названий для большинства людей был утерян. Евангелие читать было нельзя, в храм ходить запрещалось, священников было совсем мало и общаться с ними можно было только рискуя карьерой, а в иные времена — и свободой. В таких условиях сохранившиеся христианские названия в народном сознании стали наполняться содержанием, подчас совершенно чуждым христианству. Именно такая трансформация произошла с названием «Чистый четверг». С чем здесь может ассоциироваться слово «чистый» у людей, не знающих контекста Евангельских событий? Конечно же, с некими гигиеническими мероприятиями — уборкой жилища, чисткой мебели от пыли, мытьем  в бане.

А ведь в Церкви этот день также называется и Великим четвергом, и Страстным четвергом. И особым образом он выделяется прежде всего потому, что именно тогда, в четверг накануне своих Крестных Страданий, на Тайной Вечере Иисус Христос установил главное таинство Церкви — Евхаристию. Поэтому самым правильным для верующего человека будет причаститься в этот день Святых Христовых Тайн.

Чистым же этот четверг называется, потому что на Тайной Вечере Христос умыл ноги Своим ученикам, давая им пример истинного смирения. В память об этом событии в кафедральных соборах и в некоторых монастырях Великим четвергом совершается особый чин умовения ног, когда архиерей омывает ноги двенадцати священникам.

Но смысл этого чина, конечно же, не в соблюдении чистоты ног, а в напоминании о нелицеприятном служении ближним в духе Евангельской любви. Также по византийской традиции в Великий четверг совершается омовение престола, напоминающее о подготовке Петром и Иоанном сионской горницы к Тайной вечере. Возможно, этот церковный чин и стал прообразом для народного обычая «чисточетверговой уборки» в жилище.

Конечно, и мыться, и наводить порядок в доме — дело хорошее и нужное. Но заниматься этим следует регулярно, а не один раз в году. В Чистый четверг же нужно прежде всего позаботиться об очищении своей души через Таинство покаяния, чтобы приступить к Святым Христовым Тайнам, исполняя заповедь Спасителя, которая впервые прозвучала именно в этот день: Примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов.

Нужно ли освящать приготовленные или купленные куличи?

По церковному преданию, традицию освящать хлеб во время пасхальной Литургии основали апостолы. Сходясь на совместную трапезу, первое место за столом они оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб («артос» — квасной хлеб). Этот общий для всех членов Церкви освященный хлеб — просфора всецелая — символ воскресшего Христа. В подражание апостолам первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать артос в храме как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель стал для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. Кулич, выпекаемый верующими на Пасху, является домашним подобием церковного артоса. 

Как правильно провести неделю после Пасхи?

Ответ священника Сергия Архипова: «В Светлую неделю после Пасхи я бы советовал чаще посещать храм, насколько это позволяет Ваша профессиональная деятельность. Службы на этой неделе по-особенному радостные и недлинные. А еще это единственная неделя в году, когда любой желающий может подняться на колокольню и звонить в колокола, возвещая миру о наступившей пасхальной радости.

Вообще же на Светлой неделе в России традиционно было принято посещать больных, заключенных, сирот в приютах, дарить им подарки, поздравлять с общим для всех нас праздником. Конечно, далеко не каждый сегодня может отправиться ради этого в следственный изолятор или детский дом. Но, можно ведь, к примеру, навестить родителей, у которых давно не был. Можно позвонить родственникам, друзьям и поздравить их с Воскресением Христовым. Все это, вроде бы, мелочи, но именно из таких мелочей складывается вся наша жизнь».

Использованы материалы портала "Фома"

Автор: Марина Андрейчикова Последнее изменение: 2013-05-01 21:54

Операции с документом

Наша газета

вид газеты

Газета издается с 1996 г и стремится к ежемесячной периодичности. Впрочем, это как правило не удается. Однако свою читательскую аудиторию газета приобрела, в том числе, и за рамками своего прихода. Выходит тиражом 3000 экземпляров на принципе самоокупаемости. При этом источником финансирования является добровольная жертва ее читателей, которую они просто опускают в жертвенные ящики в местах распространения газеты. Этой жертвы не хватает, чтобы выплачивать гонорары сотрудникам газеты, поэтому нас мало и наш труд - это тоже жертва на общее нужное дело. Благодаря такому подходу, наше издание не может выходить чаще одного раза в месяц, зато свободно от любых коммерческих соблазнов и печатает только тот материал, который отражает нашу духовную позицию.
Распространяется газета в храмах города и в православных киосках, расположенных в торговых комплексах по городу. Предпринимались также попытки распространять газету через киоски периодической печати.
После продолжительного перерыва (с 24 октября прошлого года), вышли, наконец, 2 новых номера. Мы постараемся удержать очередной зачин и планируем выход
сентябрьского выпуска к празднику Рождества Богородицы (21 сентября - 8 сентября ст.стиля).
Обычно выпуски получаются тематическими, т.е. более или менее внятно на страницах номера звучит одна тема. Этого удаётся достичь некоторым количеством перепечаток с других православных изданий. Здесь, на сайте, мы не будем размещать заимствованные статьи, вследствие чего содержание выпуска может потерять свою тематическую цельность. Поэтому мы предлагаем следить за печатным изданием и приобретать его в храмах или православных киосках города.
Помимо размещения статей под порядковым номером выпуска, мы планируем так же организовать их по авторам и по рейтингу. Рейтинг будет складываться по Вашим отзывам, дорогие читатели.
Наведывайтесь.