Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / Новости / 2015 год / Январь 2015 / Мы должны исполнять закон по любви к Богу

Мы должны исполнять закон по любви к Богу

Проповедь иерея Антония Васильева в неделю о мытаре и фарисее

о. АнтонийВо Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Святая Церковь, братия и сестры, вступает в период подготовки к Великому Посту. Сегодня неделя о мытаре и фарисее. Сегодня мы слышали Святое Евангелие, в котором евангелист Лука поведал нам притчу, рассказанную Самим Господом, о том, как в храме стояли два человека.  Один фарисей – законник, который даже воздавал хвалу Богу за то, что он не такой, как все: «Я исполняю то, что Ты, Господи, мне повелеваешь и делаю всё, что нужно. И, Слава Богу, что я не как этот мытарь!». Мытари тогда были людьми более чем презираемыми. Назвать кого-то мытарем было оскорблением, верхом нечестия. А этот мытарь говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешному» (Лк. 18:13).

Сам Господь раскрывает нам суть этой притчи: «Мытарь же вышел оправданным более, чем фарисей, ибо всякий, кто смиряет себя, – вознесется, а кто возносит себя – смирится» (Лк. 18:14).

На этом примере, братия и сестры, мы видим два образа благочестия, два образа жизни, два образа молитвы. И эти образы, можно сказать, преследуют нас на протяжении всей нашей жизни. Мы видим, с одной стороны, внешнее исполнение закона, а с другой стороны - внутренний смысл.

И всё это нас, прежде всего, приводит к вопросу: «А что есть пост»? Ведь мы знаем, что одно из важнейших установлений Святой Церкви – это пост. Все верные призываются к этому подвигу. Посты есть многодневные, когда пост длится много дней или недель. Бывают посты однодневные – это среда и пятница на протяжении всего года. А для чего? Зачем? Ведь как минимум наивно, а как максимум душе вредно, думать о том, что не вкушение той или иной пищи нас спасает. Разве в мясе дело или в каких-то других продуктах? Разве они должны привести нас в Царствие Небесное? Нет, конечно. Но, тем не менее, установление поста мы все чтим и стараемся его исполнить. Для чего же? Для того чтобы обнажить наши внутренние грехи, обнажить наши страсти. Для того чтобы увидеть, что мы немощны. Для того чтобы увидеть, что в нас много нечистоты и беззакония. И для этого пост служит одним из самых лучших средств.

Одно дело исполнение закона «по букве», а другое - исполнение по духу. Ведь то, что говорил фарисей об исполнении внешних заповедей, – это всё нужно было делать. Но с каким сердцем к этому подходить? Ведь, братия и сестры, можно всю жизнь ходит в храм и не спастись. Такое возможно, к сожалению. Было бы просто: составить себе план, ходить каждое воскресение в храм и всё: «я гарантированно в Раю». Но это не так. Самый главный вопрос в том, как ты используешь время, когда остаёшься наедине с Богом? Видишь ли ты свои грехи, видишь ли ты, куда тебе стремиться? В конце концов, любишь ли ты Бога и любишь ли своего ближнего? А не в том, чтобы исполнять некие внешние постановления. Ведь внешние постановления суть проявления внутренних законов. Если не знать внутренних законов, или не хотеть их узнать, или не понимать их, то тогда какой смысл во всём внешнем? Никакого. Есть такой соблазн, который посещает каждого человека, который впервые переступает порог храма. Он думает, что внешние принятые формы  - это и есть религиозная жизнь. Начинать надо с внутреннего и видеть невозможность спасения своими силами.

Мы видим, что человек проживает свою жизнь, которая, по сравнению с Вечностью, очень короткое время. Человек не хочет видеть, что он несовершенен, что в нём много грязи, много нечистоты. Но если он совершает усилие, тогда всё открывается.

Пост и есть то средство, которое нам открывает самих себя. Открытие это происходит не на уровне вкушения или невкушения каких-то продуктов, а на уровне видения грехов, на уровне молитвы. Само пощение, разделение и вкушение определённой пищи - это лишь средство, которое ещё больше обнажает перед нами наше несовершенство. Какой смысл приступать к посту, если мы не знаем, что такое молитва, если мы не знаем и не видим своих грехов?

Как раз сейчас, в начале этого пути к Великому Посту, а через него к Пасхе, Церковь и говорит нам: «Вот два образа благочестия». Фарисей нам намного ближе. Каждому из нас, если честно, он намного понятнее, потому что делает всё внешнее; может быть, даже трудное внешнее: ограничивает себя в чём-то, жертвует, как написано в притче, десятую часть на храм. Но всё это будет бесполезно, если нет внутреннего душевного устроения, если нет задачи изменить себя, если нет задачи душу свою в Царствие Божие направить, при этом не отвергая внешних постановлений, устроений.

Господь говорит в этой притче: «Мытарь ушёл оправданным более, чем фарисей». Не говориться, что фарисей вообще погиб, что его молитва абсолютно неугодна. Он исполнил закон, но исполнил больше из страха Вечного наказания. А мы должны исполнять закон по любви к Богу.

Что есть страх Божий? К страху Божиему призываются все, каждый христианин. Страх Божий есть не боязнь Бога, не боязнь Его наказаний, нет, Бог никого не наказывает. Страх Божий есть боязнь оскорбить Любимого. К любимому  человеку мы относимся  так, что боимся его обидеть чем-то, потому что он нам очень дорог. То же самое сердечное устроение по отношению к Богу и есть страх Божий. И он должен быть в основе нашей духовной жизни.

Видя пример фарисея, видя пример мытаря, мы должны посмотреть и честно ответить: «А вот когда я стою в храме, кем являюсь и к чему мне надо стремиться»? Если честно ответить, то фарисейства в нас, чаще всего, больше, чаще всего мы на внешнее обращаем больше внимания, чем на самих себя. Ведь всегда проще обратить внимание на другого, чем на себя.

Эта неделя сплошная, без поста. Фарисей говорил, что он постится два раза в неделю. Мы как будто внешне не хотим в этом подражать фарисею, мы хотим почувствовать внутренний смысл нашего действа, нашей жизни христианской. Он состоит не только в исполнении «обрядов», не только в чём-то внешнем, а намного больше - в том, чтобы изменить своё сердце, чтобы в своей душе и в своем уме навести порядок, чтобы прийти к Господу и честно дать ответ за всё содеянное.

Если мы захотим познать духовную жизнь во всей её глубине, познать её законы; захотим читать Священное Писание; если богатство наше будет во Христе, то и душа, и сердце наши будут вечно с Ним.

Храни Вас Господь!

 

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2015-02-03 00:44

Операции с документом