Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / Новости / 2015 год / Июнь 2015 / Неделя Всех Святых

Неделя Всех Святых

Проповедь епископа Максимилиана в Неделю Всех Святых. 7 июня 2015 г., Собор Рождества Христова (Братск)

епископ Братский и Усть-Илимский МаксимилианДорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с сегодняшним днем – днем торжества Церкви. Если прошлое воскресенье было Днем рождения Церкви, когда Благодать Духа Святаго почила в виде огненных языков на главах апостолов и укрепила и умудрила их, то сегодня мы вспоминаем те плоды, которые принесла Благодать Духа Святаго на живительной почве христианства.

Да, святые – это плоды духа. Но мы все призваны быть святыми. Каждый из нас, рожденный во Христе, потенциально может стать святым, то есть по итогам своей жизни встать одесную Спасителя и торжествовать с Ним в Вечности, изменив себя здесь.

Чем же Церковь Воинствующая здесь, на земле, отличается от Церкви Торжествующей там, на Небесах? Те, кто уже там, не просто совершили подвиг – они себя преодолели. Их труды были неустанны, а цель всегда была пред ними. Цель – это Христос, а трудами они постоянно понуждали себя быть Христовыми, соделывая гражданами Небесного Царства, и по-другому себя не мыслили. Слова Евангелия о том, что невозможно одновременно служить Богу и маммоне, они понимали явственно.

Понятно, что человек на земле не может служить всему окружающему, ублажать свое тело, кормить себя, лелеять, холить, радоваться, отдыхать, забывая о том, что главное в нем – это душа. И главная задача человека – уйти от телесности в основной массе своих проявлений и стать духовным. Именно здесь, на земле, мы должны быть духовными, и это будет признаком нашего правильного жития. В наших жилах должна течь не только физическая кровь, но, если можно так выразиться образно, в наших жилах должна течь Благодать Духа Святаго. Она должна быть живительным соком для всех наших сил и возможностей. Именно Благодать Духа Святаго мы должны стяжать в этой жизни. Именно Она характеризует человека: мирской он или небесный, телесный или духовный.

Чаще всего человек не может видеть себя со стороны. Он думает: «Я, наверное, не самый плохой; вокруг меня есть люди гораздо хуже. У меня есть такие-то добрые качества: и это во мне хорошо, и это хорошо, и можно еще много перечислять, что во мне хорошо. Ну и немножечко плохого есть, конечно. Но в целом-то я хорош»! Поэтому такое мнимое, неправильное о себе представление, что мы хороши и что нам не нужно особо меняться, - это большая ошибка.

Мы должны меняться. Мы должны потерять такое неправильное качество, как беспечность. Беспечность – это качество, при котором мы обманываем себя, что все хорошо, и оттого ничего не делаем для своего спасения или делаем слишком мало. Многие впадают в беспечность от простодушия, от надежды, что Господь нас любит: если здесь мы пребываем в любви Божией, то и вечно будем в ней пребывать. Другие, наоборот, в беспечность впадают от отчаяния от того, что представляют подвиг христианства немыслимо сложным. Попробовав раз или два жить духовно и потерпев неудачу, совсем оставляют духовное. А святые отличались именно тем, что они день за днем, час за часом, шаг за шагом шли к своей цели. Несомненно, они тоже падали. Несомненно, тоже скорбели от своих страстей и немощей. Но они вставали и, укрепляясь Благодатью Духа Святаго, шли дальше, веря, что Господь обязательно поможет им осилить эту сложную дорогу. Главное – самим прилагать усилия к тому, чтобы идти. Человек, ежедневно идущий понемногу, проходит гораздо больше, чем тот, кто иногда бежит целый день, а потом лежит или стоит.

богослужение в Неделю Всех Святых

Жизнь человеческая как река: если не грести против течения, то течение жизни отнесет тебя назад. Невозможно христианину сказать: «Я чего-то достиг, я впереди многих, можно и не спешить». Это лукавая мысль. Как только человек расслабится, диавол тут же воспользуется этой слабостью и отбросит человека далеко назад от духовного пути. Может быть, даже дальше от того нравственного состояния, которое было до принятия христианства, потому что, поругав Благодать Духа Святаго, мы становимся преступниками пред Богом. Господь говорит, что всякий грех простится человеку, кроме хулы на Духа Святаго. А хула на Духа Святаго – наше поведение, когда мы знаем, что есть благо, что есть добро, и, не делая этого добра, утверждаем, что это уже и не добро вовсе. Имея такое мнение под влиянием своих слабостей, мы грешим против Духа Святаго, против Истины.

Если мы находимся в состоянии какой-либо слабости, никак нельзя допустить оправдания этой слабости словами о том, что Благодать Духа Святаго нам совсем не помогает, что Господь о нас забыл, что Заповедь Божия – совсем не то, что нужно было бы в жизни человека. Это все – хула на Духа Святаго. Находясь в скорби, нужно терпеть и молить Господа, чтобы Он возвратил нам силу, возвратил нам Свой Образ, чтобы, видя Его перед собою, мы могли встать и идти вперед. Именно это и было особенностью святых: вИдение Господа, вИдение своего греха и ежедневный труд по преодолению своих немощей.

Царство Божие нудится – это мы должны помнить. И поэтому в такой системе координат нет места отчаянию, неверию. Мы просто понимаем, что человек несет свой крест, крест этот нелегок, и Господь порою намеренно скрывает Себя от нас, чтобы проверить нашу ревность. Но это бывает реже. Чаще мы сами не смотрим на Господа, отвлекаемся, сбиваемся с пути.

Будем же, как святые, всегда видеть Образ Божий пред собою, всегда прилагать усилия, ежедневно трудиться на пути спасения. И тогда слова Евангелия о том, что и последние будут первыми в Царствии Небесном, исполнятся на вас. На земле мы не цари, не промышленники, не миллионеры, а простые люди. Здесь, в этом мире, уважают другое и преклоняются перед другим, а простого человека часто забывают. Бог не таков: каждый будет принимать от Него награду по трудам своего сердца. Если человек изменится, он обязательно будет в Царствии Божием.

Да благословит вас Господь.

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2015-06-08 14:52

Операции с документом