|
Вы здесь:
Главная
/
Новости
/
2017 год
/
Февраль 2017
/
В образовательном отделе Братской епархии прошел семинар: «Выявление конфликта мировоззрений в педагогической практике»
- Info
В образовательном отделе Братской епархии прошел семинар: «Выявление конфликта мировоззрений в педагогической практике»
9 февраля 2017 года в соборе Рождества Христова г. Братска, в образовательном отделе епархии состоялся семинар для учителей, преподающих в общеобразовательных школах Основы религиозной культуры и светской этики на тему: «Выявление конфликта мировоззрений в педагогической практике. Презентация методических материалов в помощь учителю – преподавателю модуля «Основ православной культуры» в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Семинар организован в соответствии с планом работы МАУ ДПО «Центр развития образования» г. Братска и программой Форума «Образование Братска – 2017».
Иерей Антоний Васильев, руководитель епархиального отдела образования и катехизации отметил: «Со временем необходимость в таких семинарах думаю, будет возрастать, потому что предмет "Основы религиозных культур и светской этики" планируется включить в обязательную учебную программу со 2-го по 10-е классы. Пока этот предмет включен в программу только дополнительного образования, поэтому педагогов ОПК не готовят, диссертаций на данную тему не защищают. Так что информация, которой мы делимся на семинарах, очень востребована».

В тоже время, сами педагоги рассказали о важности для них базовых знаний ОПК и необходимости в методической помощи в подготовке к урокам, особенно в начальных классах - ученикам в этом возрасте очень тяжело воспринимать только словесную информацию. Поэтому, на семинаре были представлены: программы по прикладному искусству - опыт работы семейного клуба "Ветви", о котором рассказала Ирина Чеснокова, руководитель клуба, и программы работы с детьми епархиального духовно-просветительского центра "Слово"; методическая литература по ОПК образовательного отдела; методическая копилка (учебник по основам православной культуры, презентации к урокам по ОПК, православные фильмы и мультфильмы, видеоинформация об основах православного Богослужения, праздниках, традициях, житиях святых и многое другое).

Ключевым вопросом, который был рассмотрен на семинаре, стал конфликт двух мировоззрений – православного человека и современного атеиста. Как рассказала Инна Васильевна Маковская, ведущая семинара, заместитель руководителя епархиального отдела катехизации и религиозного образования: «Мы хотели поработать с учителями, прежде всего над расширением их собственного представления о православном мировоззрении - кто такой христианин и какие ценности для него являются главными, что православие это не внешний ритуал, который необходимо соблюдать, а прежде всего, внутренняя работа над самим собой. Что находится в центре внимания верующего человека и не верующего, почему происходят конфликты, какие идеалы нашей жизни истинны, а какие нет. Нам важно, чтобы учителя работая с детьми, представляли, в какой концепции они сами работают и живут».

Приводим таблицу, разработанную Инной Васильевной вместе с воспитанниками православных гимназий г. Иркутска и г. Братска, согласно которой все эти вопросы были рассмотрены:
2 типа мировоззрения:
Картина мира и его ценностей глазами современного человека
|
Картина мира и его ценностей глазами православного христианина
|
СМЫСЛ ЖИЗНИ
|
Центр жизни и мира – человек: я и мои потребности – главное. Я живу, чтобы их удовлетворять, все вокруг для меня. Бесконечное число альтернатив и безграничные возможности для удовлетворения потребностей и желаний, за последствия которых я не несу ответственности, т.к. живу для наслаждения, отдыха и удовольствий (об этом красноречиво свидетельствует любая реклама)
|
В центре жизни и мира – Бог, Творец. Я живу, чтобы понять, для чего меня создал Бог, и выполнить предназначение (человек как образ Божий, который призван в мир для совершения своей миссии по замыслу Творца). Поэтому я ответственен за все в своей жизни, т.к. выполняю перед Богом Им данное мне назначение
|
ОТНОШЕНИЕ К ИДЕАЛУ
|
У каждого своя правда, выгодная и понятная для него в нужной ситуации. Идеал – то, что удобно и нравится мне. Церковь как способ преодолеть мое трудное внутреннее состояние.
Магия и оккультизм как средство без усилий получить желаемое.
Позиция: «С высокими идеалами сегодня не прожить»
|
Истина – одна, она неизменна. Это Бог и Его Закон. Общечеловеческие ценности в Вечности.
Церковь как возможность служения Богу через ближних.
Духовность как результат длительного труда над собой («Даждь кровь – приими дух»)
Позиция «Все надо сопоставлять с Вечным идеалом, иначе
неизбежны искажения»
|
ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ
|
Я достоин счастья, комфорта, успеха, здоровья. Имею право на удобную для меня жизнь, на все самое лучшее. Все вокруг – для меня. Я должен быть лучшим, первым, не хуже всех. Меня должны оценить по достоинству – т.е. высоко.
В проблемной для меня ситуации я несчастен и компенсирую «недостачу» разного рода зависимостями: алкогольной, наркотической, игровой, уходом в депрессию
|
Я ищу смысл и основание моих поступков, т.к. должен понять, для чего меня создал Бог и послал в этот мир, что Он хочет, чтобы я сделал. Все, что случается со мною, дано мне Богом для спасения, и я учусь благодушно принимать любые обстоятельства жизни, поэтому не ощущаю себя «несчастным».
В проблемной для меня ситуации стараюсь осмыслить происходящее и понять, в чем причина проблемы: возможно, она явилась следствием моих неправильных поступков, мыслей или выборов, и тогда с Божией помощью (исповедь) ищу решение; или же учусь принять урок и получить из него жизненный опыт для будущего
|
ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ
|
Другие как средство для достижения моих целей. Пользуюсь ими и их помощью.
Я имею право оценивать поступки других людей, т.к. разбираюсь в жизни
|
Другие, как и я, - целый мир. Каждый из них так же создан Богом и ищет, для чего он в этом мире. Понимая, как это непросто, хочу ближнему помочь, поддержать, послужить. Благодарю за оказанную мне помощь и поддержку. Не сужу других, их слова и поступки, т.к. не знаю наверняка истинных их причин и оснований, поэтому не могу судить верно – только Богу все ведомо, каждый перед Ним в ответе
|
ОТНОШЕНИЕ К МИРУ
|
Мир я использую в полной мере, но изменить не могу, приспосабливаюсь к его нормам, чтобы стать успешным. Мир общий и в то же время ничей, можно брать все, не отдавая ничего и не отвечая ни за что, получая драйв, адреналин
|
Мир дан мне Богом, чтобы я за него отвечал, берег, изменял к лучшему, внося в него нормы, соответствующие истине, через свой выбор и через свое поведение. Для этого я должен разбираться в ситуации и понимать, какие важные ценности лежат в основе моего выбора, какие последствия будут у совершенного мною поступка
|
ПОНИМАНИЕ РАЗВИТИЯ
|
Развитие – это бесконечность потребления, хочу все больше брать и получать, ненасытность. Рационализм мыслей, поступков. «Вмененное» сознание – думаю и действую, как все, как принято, как модно.
Клиповое сознание.
Роль вместо личности: необязательно быть, можно лишь кем-то казаться, главное – не упустить престижные статус и прилагающиеся к нему материальные блага.
Социальный успех вместо развития человеческой личности
|
Развитие как бесконечное совершенствование – попытка понять, чего от меня хочет Господь в каждой конкретной ситуации. Мой выбор на основе неизменного идеала, сопоставление моего поступка с идеалом (идеал вне собственной жизни, христианский идеал).
Личная позиция в мире на основании свободно осмысленных и принятых ценностей, понимания оснований происходящего и прогнозирование его последствий
|
ПОНИМАНИЕ СВОБОДЫ
|
Свобода – это вседозволенность, «всеядность», выбор из множества социальных или материальных альтернатив того, чего я хочу (потребить то или это). Возможность выбора веры, товаров, одежды, субкультуры и т.п. Потеря смысла жизни в результате пресыщения потреблением
|
Свобода быть с Богом или быть без Бога.
Осмысленность и ценность человеческой жизни как плод Христовой Свободы
|
ПОНИМАНИЕ ТВОРЧЕСТВА
|
Творчество как самопрезентация, возможность выразить и показать себя, самореализация, «звездность».
Отказ от творчества, если оно не сопряжено с меркантильными интересами и приводит к «лишней трате времени и энергии, непрактично»
|
Творчество как возможностьпознавать мир.
Творчество как возможность быть сотворцом, изменять и преображать мир на основе данных Богом Законов и идеалов, помогать в мире проявиться замыслу Творца
|
ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ
|
Труд как досадная необходимость. Желание отдыха, комфорта.
Нежелание трудиться, учиться, думать, прилагать любое усилие, напрягаться.
Принцип «Меньше делай – больше получай»
|
Труд как возможность реализации данной мне Богом миссии.
Труд как возможность самореализации через данные Богом способности.
Труд как возможность изменить к лучшему мир, быть сотворцом, удовольствие, необходимость для ощущения полноты жизни.
Ценность труда, образования, размышления.
Труд как возможность для изменения себя к лучшему, воспитания
себя
|
ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ
|
Человек, ценности которого диктуются общественным мнением, СМИ, от которых он напрямую зависит.
Человек не ощущает себя гражданином, вспоминает об этом, когда ему необходимо вступить в те или иные отношения с государством, касающиеся лично его (армия, аренда, получение документов и прочее)
|
Ответственность человека за происходящее.
Гражданская позиция человека, в основе которой лежат ценности выше общественных, желание работать на благо общества.
Самостоятельное размышление над происходящими событиями и новостями СМИ
|
ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ
|
Смерть как конец всего.
Страх смерти. Смерть как небытие, полное исчезновение. В результате этого страха – подверженность суевериям, чрезмерное увлечение физкультурой, закаливанием, диетами и т.п. для поддержания телесных сил надолго
|
Смерть как начало Вечной Жизни, как подготовка к встрече с Богом.
Забота о созидании добродетелей в своей душе.
Осмысление земной жизни как отрезка времени, за который предстоит дать ответ Богу.
Подготовка к смерти как к переходу в Вечность
|
|
|