Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / Новости / 2017 год / Март 2017 / Праздник Торжества Православия

Праздник Торжества Православия

торжество православия5 марта 2017 года, в Неделю первую Великого поста Церковь празднует Торжество Православия. Впервые праздник Торжества Православия возник в 843 г. и связан он с окончательной победой над ересью иконоборчества, осужденной еще на VII Вселенском соборе в 787 г. Однако содержание праздника гораздо шире.

Учение о почитании икон, основанное на Священном Писании до VIII в. оставалось неприкосновенным. Тем не менее, иконоборческая ересь, образовавшаяся в Греции, распространилась во многих странах. Более 100 лет православные христиане боролись за право изображать на иконах Господа нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и всех святых. Их заключали в темницы, подвергали мучениям, казнили. Иконы и мощи святых сжигались.

Торжество Православия отмечают в первое воскресенье Великого поста, поскольку самое первое его празднование состоялось как раз на первое великопостное воскресенье в 843 году. Святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский установил тогда же особое праздничное Богослужение.

Во время службы благословляются иконопочитатели и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии святые отцы. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафеме предаются соборно не только иконоборцы, но и все совершившие тяжкие прегрешения перед Церковью.

В России чин Православия был введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением имен “новых еретиков”, среди которых были архимандрит Юрьева монастыря Кассиан, Стенька Разин, Гришка Отрепьев, протопоп Аввакум, и многие др.

В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом,  и совершался в кафедральных соборах на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое.

В день праздника Торжества Православия положено сразу после Божественной литургии проводить крестный ход, в конце которого читают анафематствование всем еретикам и раскольникам, преданным анафеме за всю историю Православной Церкви.

Стоит отметить, что предание анафеме не является проклятием. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Например, для Русской Церкви имеет немалое значение отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.

На сегодняшний день спор с различными еретическими учениями для православной Церкви уже не так актуален, поскольку в свое время эти ереси были внутри Церкви и этим представляли для нее вполне возможную опасность. Теперь же они существуют вне Церкви.

Поминовение ересей в Неделю Торжества Православия являет в себе скорее историческое значение, нежели практическое. Церковь в этот день напоминает верующим о периодах в своей истории, когда внутри нее создавалась постоянная и очень напряженная полемика, связанная с работой человеческой мысли.

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2017-03-05 22:40

Операции с документом