Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

 
Вы здесь: Главная / Новости / 2017 год / Декабрь 2017 / «Нравственные ценности и будущее человечества»

«Нравственные ценности и будущее человечества»

Доклад епископа Максимилиана на V Братских епархиальных чтениях

 «Нравственные ценности и будущее человечества»

V Епархиальные чтенияНравственные ценности – понятие, с которым сталкиваются представители любого мировоззрения. И не только сталкиваются, но и признают их безусловную необходимость для человеческой жизни.

Но вот что интересно: во все времена все поколения стремились к лучшему будущему, боролись за ценности, которые должны были помочь его построить, но почему – то то, что появлялось в действительности, обычно не соответствовало предполагаемому первоначально итогу человеческих устремлений – и появлялся новый идеал, под который трансформировались существующие нравственные ценности.

Несмотря на обилие этических систем, которые пытались упорядочить иерархию нравственных ценностей,  на самом деле можно говорить о двух основах, на базе которых строится все остальное. Это либо ценности гуманистические, в которых мерилом истины или лжи выступает «человек как мера всех вещей» (по мысли античного философа Протагора), либо ценности религиозные, критерием истинности которых выступает Бог и Его Закон.

Талантливый публицист нашего времени, редактор раздела «Вера» в журнале «Фома», Александр Ткаченко отмечает: «Нравственная жизнь неверующего человека не лучше и не хуже христианской жизни по Евангелию. Просто у них совершенно разные цели и задачи. (…) Нравственность упорядочивает отношения между людьми, а христианство – приводит человека к Богу».

Каждый из нас свободно выбирает то, что обеспечит нам развитие в стремлении к высокому моральному облику, а последствия нашего выбора – это и есть материализованное будущее, которое мы творим ежесекундно, осознавая или не осознавая этот процесс.

Эммануил Кант говорил, что более всего в мире его изумляет вид звездного неба и нравственный закон внутри нас – закон совести, который универсален для представителей любой нации, культуры или религии.

Откуда берутся общие нравственные ценности, если каждый человек индивидуален и самобытен?

Этика гуманизма объясняет это так: нравственные принципы коренятся в самой природе человека, «как бы генетически закодированы. Вместе с тем, они оттачивались исторически на опыте многих и многих поколений людей», отчего они  «стали казаться абсолютными, а для некоторых – данными свыше или сверхъестественными». То есть, по мнению гуманистов,  человек сам внутри себя имеет способность не только различать добро и зло, но  и разумно выбирать для себя добро, чтобы не погибнуть.

Но почему это «работает» не на каждом человеке и до сих пор не только не исчезли люди, которые, зная, «что такое хорошо и что такое плохо», поступают часто не так, как было бы «хорошо», но и само понимание добра и зла у разных людей абсолютно не совпадает?

Почему при генетически заложенном в человеке нравственном законе человек остается способен ко злу?

Чаще всего человек легко приходит к выводу, что он точно знает, «что делать» и «кто виноват» в той или иной ситуации, и сам для себя становится критерием нравственного выбора. Об этом рассуждает министр образования России Ольга Васильева: «Нравственность – довольно субъективное понятие. То, что является нормой для одних, недопустимо для других. Человека можно назвать нравственным либо безнравственным, основываясь только на своем личном мнении. Всем известно, что любая религия призывает человека к добродетели и почитанию основных нравственных ценностей. Однако современное общество ставит во главе всего свободы и права человека. В связи с этим некоторые Божьи заповеди утратили свою актуальность. Так, к примеру, мало кто может посвятить один день в неделю служению Господу из-за насыщенного графика и быстрого ритма жизни. А заповедь «не прелюбодействуй» для многих является ограничением свободы построения личных отношений»

Таким образом, «современное общество ставит во главу всего свободы и права человека»: любой человек сам для себя становится творцом нравственного закона и начинает думать, что все прекрасно понимает и может жить так, как хочет и понимает. Сколько людей  – столько мнений, и каждый сегодня имеет право поступить на основании «свободы совести» и ожидать к своему поступку «толерантного» отношения.

Однако нравственный закон  не перестал существовать оттого, что его воспринимают на тот или иной лад. Нравственный закон не может существовать в отрыве от веры, религии - и если человек захочет докопаться до истины, а не найти что-то удобное  и привычное для себя, он непременно совершит открытие, которое преобразит и наполнит новым смыслом его привычную жизнь.

Неслучайно в этом же ключе размышляли многие выдающиеся деятели науки. Известный немецкий физик и основатель квантовой теории Макс Планк считал: «Религия и естественная наука не исключают друг друга, как в это в наши дни некоторые верят или этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга», причем «религия и естествознание нуждаются в вере в Бога. При этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания — в конце».

Почему же мы, полностью доверяя научным открытиям знаменитых ученых, «случайно» не обращаем внимания на их высказывания о естественном существовании Творца этого мира?  Бездоказательно, ненаучно? Ученые и об этом уже говорили, например, Поль Дирак – английский физик и Нобелевский лауреат, не сомневался: «Одна из основных особенностей природы заключается в том, что законы фундаментальной физики описываются очень изящными и мощными математическими теориями. (…)Природа таким образом сконструирована. Остается только принять это. Другими словами, Бог – математик очень высокого уровня и Он использовал самую совершенную математику при создании Вселенной. Наши слабенькие математические усилия позволяют нам понять устройство лишь маленького кусочка Вселенной, и по мере дальнейшего развития математики мы надеемся понять устройство Вселенной лучше».

Но человек, при помощи своих «слабеньких усилий понявший лишь маленький кусочек Вселенной», предпочитает утверждать, что в современном обществе «некоторые Божьи заповеди утратили свою актуальность».

В Советском Союзе в свое время XXII съезд коммунистической партии провозгласил моральный кодекс советского человека: коллективизм, взаимопомощь, гуманные отношения и взаимное уважение между людьми, простоту, скромность, честность и нравственную чистоту в личной, семейной и общественной жизни, заботу о воспитании детей. И это даже согласуется с законами христианской нравственности, но… Главные Заповеди, данные в Евангелии, – «возлюби Бога всем сердцем, всею душою, всем помышлением своим» и «возлюби ближнего своего, как самого себя». Первое и главное основание – заповедь о любви к Богу Существующему – было признано ненужным – и система, построенная при отсутствии этого фундамента, рухнула через 70 лет. А Законы, данные Богом, не менялись от начала мира, независимо от того, следует ли им человек или нет.

Что же говорит о существовании нравственного закона Нравственное Богословие? Оно говорит о том, что человек по своей природе имеет прирожденную способность различать доброе и худое в нашем поведении. Но не потому, что это как-то «случайно» «генетически закодировано» «в процессе эволюции», а потому, что человек создан Богом как триединство тела, души и Духа. Тело дает человеку возможность физически существовать в земном мире; душа, по слову святителя Феофана Затворника, «вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта – земного (…) Что выше сего – то не ее дело». Но отличает человека от животного не душа, а дух – «та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его, - пишет святитель Феофан. – Душа человеческая хотя и сходна с душой животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою. (…) Дух как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем Одном находит покой».

Совесть называют голосом Бога в человеке: именно потому, что от рождения Господь вложил в нас способность к различению добра и зла. Бог не творил зла, а зло есть лишь отсутствие Божьего, отсутствие добра – как тьма существует в ответ на отсутствие света, а холод – на отсутствие тепла, Господь не лишил нас способности свободного выбора. И как ни противоестественна кажется для нормального человека тяга ко злу, она проявляется человеком достаточно часто. Лучше всего сказал об этом апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю…» (Рим. 7, 19)

Альберт Энштейн как – то написал: «Напрасно перед лицом катастроф XX века многие жалуются: «Как Бог допустил?»… Да. Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Путь познания добра и зла указан. И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей».

В чем же ложность нашего пути, если мы от Бога имеем способность поступать по категории добра и в истории развития народа стараемся выработать навык добрых, нравственных поступков?

Ради чего живет человек в мире, где он - «мера всех вещей»? Каждый человек тогда находит в жизни собственный смысл внутри себя, думая о том, что делает его счастливым. Понятие счастья также для каждого свое: кто-то счастлив, создав благотворительный фонд и помогая другим, кто – то – усыновив ребенка, обучая детей, леча людей, создавая шедевры литературы и искусства. И это прекрасно. Но все ли выбирают в своей жизни высокие цели? А между тем, уже упоминавшийся нами философ Кант считал, что «мораль есть учение не о том, как мы должны стать счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья»;  потому что, по его же словам, «стоит дать человеку «все, что он желает, как в ту же минуту он почувствует, что это все – не есть все». Почему?

Да потому, что мы с вами уже говорили о триединстве человека и о том, что дух человека не может найти покоя, счастья и радости без единения с Богом – иначе человеку всегда будет чего – то не хватать, и он ошибочно будет полагать, что вот – вот станет счастлив: купит нужную квартиру или машину, получит престижные образование или работу, его заслуги будут замечены и высоко оценены, что покажет успешность его самореализации в мире.

Но  парадокс: в нашем мире все больше сообщений о самоубийствах. Молодые, успешные люди перестают желать жить и вычеркивают себя из бытия, хотя, например, во время войн или смертельных эпидемий, в онкологических больницах и в советских лагерях во время репрессий такой тенденции не было заметно, хотя условия жизни тех людей могли бы сейчас раздавить нас своей нечеловеческой тяжестью. Они дорожили каждым мгновением жизни и – что не случайно! – многие черпали силы в Боге.

Отсюда, возможно, станет более понятной православная точка зрения на смысл человеческой жизни как процесс обОжения человека. Не системы запретов в этой жизни с корыстной целью заслужить себе тепленькое местечко в жизни вечной у строгого Бога, а именно с целью спасения, единения с Богом, в котором личность человека достигает полноты своего раскрытия, богоподобия. Смысл – не в получении удовольствий для тела или душевных чувств, а в изменении себя в Духе – преображении себя в свете нравственного закона, данного Богом, для того, чтобы человек мог быть с Богом, стремиться к нему.

Таким образом, вопрос о смысле жизни неизбежно связан с вопросом о взаимоотношениях человека  с Богом. Часто можно услышать от современных людей: «У меня Бог в душе, я никого не убивал, не грабил, я не хуже, а если честно, то и лучше других – мне не нужен Бог и Его храм, в моей жизни все в порядке».

Почему же не нужен? Бог не входит в список моих желаний, потому что мне и без Него хорошо и я без Него уже сам по себе достаточно хорош? Или душа понимает, что приближение к Богу обязательно изменит привычную жизнь и даже представление о себе самом – нравственный закон, заложенный в нас Богом, еще не умер и подает нам слабый сигнал. Но человек боится кардинальных перемен - пусть уж лучше все спокойно, привычно, без потрясений.

В проблемах, болезнях, бедах – человек начинает обращаться к Богу за помощью, чтобы стало так, как хочет человек. Но, если все не сделается так, как человеку хотелось, то он, скорее всего, обвинит Бога в несправедливости, равнодушии, потворстве злу, равнодушии.

Когда-то в допотопные времена, когда Ной на глазах у всех строил свой ковчег, над ним все смеялись и называли безумным, потому что с окружающими «все было в порядке», хотя  по нравственному Божию Закону  «велико было развращение человеков на земле»  и «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5). Наука признает событие Потопа, но не знает его причины, потому что ищет их в природе, а не в нарушении людьми нравственного закона. Были еще Содом и Гоморра, которые сейчас покрыты водами Мертвого моря, смешение языков гордых строителей Вавилонской башни, множество войн, террактов, крови и греха, последствиями которых стали  не только страдания и физическая гибель множества людей, но и потеря людьми правильного понимания нравственного закона и его ценностной природы.

Их будущее – это наше настоящее с его разъединением и гордыней. Это  принятие человеком нашего времени  греха как нормы, якобы реализующей права и свободы человека. Это неумение человека различать добро и зло, так как Дух Божий, который помогает человеку это делать, заглушен заботой человека только о земных потребностях тела и души. В ряде стран мы уже наблюдаем даже дискриминацию в отношении тех, кто не согласен признавать нормой нравственные отступления в вопросах пола и нетрадиционной морали.

Нравственный выбор современного человека всегда имеет в перспективе будущее. От того, по пути жизни или смерти он пойдет, зависит и будущее человеческой истории, и её финал. Об этом говорила и будет говорить миру Православная Церковь. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) по этому поводу замечает: «Наша задача заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности — это не отвлеченные идеи и не архаичные суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность — это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история».

Сегодня Церковь как Ковчег Ноя в современном потопе потери нравственных ориентиров. Она так же зовет ко спасению, увещевает, но люди слишком очарованы своей мнимой «хорошестью» и слишком заняты суетностью земных благ, чтобы выучить и не повторять уроки прошлого. А ведь будущее может и не наступить, если человек и дальше будет прикладывать все силы к тому, чтобы все было так, как он хочет - несмотря ни на что.

Часто говорят, что будущее в руках школьного учителя. Это, безусловно, справедливо. И Церковь всегда уделяла огромное внимание образованию и сотрудничеству с его структурами, ведь образование – это процесс помощи человеку в восстановления целостности человека в единстве его телесных, душевных и духовных проявлений. Это не прагматическая передача знаний, которые в дальнейшем обеспечат человеку максимально высокий уровень доходов для пользования благами земной жизни - это процесс осознания человеком своей человечности как потенциального Богоподобия, а в этой сфере у Церкви с образованием множество точек соприкосновения. Нам очень важно задать человеку правильный вектор в его самопознании – в согласовании своих ценностей с Божиим нравственным Законом.

По словам Митрополита Калужского Климента (Капалина), «учительство – это один из труднейших видов служения Отечеству и своему народу. Учителю, независимо от того, работает ли он в государственном или церковном учебном заведении, поручена высокая духовная миссия. Каждый учитель должен понимать, что на своем месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция и программа, ибо он строит жизнь человека». Но «воспитание нравственной личности может осуществить только тот, кто сам идет путем духовно-нравственного совершенствования во Христе. Иначе мы будем обучать только внешним знаниям, а поведение молодых людей будут формировать другие авторитеты. В школу должен прийти священник или хотя бы воцерковленный человек, имеющий опыт духовной жизни», и именно от успеха в осуществлении этой задачи сегодня зависит наше будущее и будущее нашего государства».

Неслучайно сегодня образовательная площадка Братских Епархиальных Чтений объединяет не только представителей учебно- воспитательных заведений нашей Епархии, но и представителей руководства города, руководства образовательных структур и священства. Ибо как мир, созданный Богом, гармонично развивается во взаимодействии всех разнообразных его частей, так и жизнь общества в городе, епархии, стране и мире находится в прямой зависимости от нашего совместного выбора тех нравственных ценностей и ориентиров, по которым мы все и каждый - на своем месте - будем строить ковчег спасения и наполнять его действительно ценным содержанием для будущего.

Да благословит нас Господь!

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2017-12-27 01:05

Операции с документом