Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / Новости / 2018 год / Январь 2018 / Православная педагогика как центр учительского делания

Православная педагогика как центр учительского делания

Доклад протоиерея Антония Васильева на V Братских епархиальных чтениях

Ваше Преосвященство!

Дорогие отцы, братья и сёстры!

Искренне рад Вас приветствовать на Пятых Братских епархиальных чтениях. Прошлый год прошёл под знаком пятилетия создания нашей Епархии, и теперь мы отмечаем пятилетие многих наших начинаний, включая этот форум.

Житейская мудрость гласит, что время летит незаметно. И апостол Павел поясняет нам это, говоря: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5-15:16). Все мы соглашаемся с ценностью и безвозвратностью времени. Время даётся нам как предуготовление к Вечности, как способ с помощью наших ограниченных сил и средств прийти к абсолютному и совершенному счастью в Царствии Небесном. Как говорил преподобный Паисий Святогорец: «Дорожи временем: им покупается блаженная вечность». Именно поэтому от качества наполнения нашего времени зависит состояние нашей души.

В душе человеческой постоянно происходит множество движений и процессов. Однако, можно с уверенностью выделить два из них, которые имеют огромное значение. Это воспитание и образование. Попробуем кратко разобраться в их основах.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» даёт такое определение: «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Сложное и научное определение. Однако из него следует заключить, что даже законодатель определяет образование как процесс, охватывающий всего человека, как во многом влияющий на его мировоззрение.

Центральным пунктом современной педагогики становится необходимость создания условий для того, чтобы у человека формировалось цельное мировоззрение. Духовная свобода человека проявляется прежде всего в том, что мировоззрение, которое он обретает в процессе становления, выработано им самим, он знает его как драгоценный плод духовных опытов, испытаний, утрат и обретений. Мы уверены, что опыт встречи с Православной Церковью на этом пути необходим для человека нашей культуры, ибо неоценимо её участие в государственном и культурном строительстве России.

Государство сегодня не ставит вопроса о том, чтобы использовать православие как средство для выстраивания новой единственно возможной мировоззренческой системы в школе. Вопрос ставится иначе. Мы должны создать такие условия, при которых у ребенка, у его семьи была бы возможность выбрать то, что ближе их культурной традиции, их религиозной ориентации. При этом часто речь идет и о том, что институты государственной системы образования должны взять на себя то, что не может выполнить сегодняшняя семья.

Просвещение – это не одно только управление образовательными учреждениями. Это общая культурная атмосфера, все факторы, управляющие наследованием традиции. Философ Алексей Хомяков характеризует воспитание как феномен культурно-исторический: воспитание есть действие, посредством которого одно поколение приуготовляет следующее за ним к деятельности в истории народа.

Сегодня модно упрекать Церковь в попытках вмешиваться в несвойственные ей, с точки зрения обывателя, сферы деятельности. Однако, вопросы воспитания, образования, усвоения нравственных ценностей всегда остро стояли в повестке дня любого христианина. Православная педагогика не есть отвлечённая сумма знаний, а есть результат осмысления определённых закономерностей в мировоззренческом поле Православия. При этом происходит расширение познавательной деятельности, а не зашоривание, которым нас много лет пугали и продолжают пугать.

В православном христианстве существует определенный взгляд на целый ряд фундаментальных проблем, имеющих непосредственное отношение к педагогике. Это вопросы происхождения и сущности человека, смысла и цели его жизни, способов достижения намеченных целей, понимания духовности, духовной жизни и духовной борьбы, вопросы бытия и действия Бога в мире, Его промысла о человеке, а также проблемы этики, основанной на заповедях Божиих, изложенных в Библии и раскрытых святыми отцами Церкви.

Православный ответ на эти вопросы в постановке педагогических целей, разработке методик и содержания образовательных курсов, реализации данных курсов в практической педагогике и делает ее православной.

Другое кардинальное отличие православной педагогики от секулярной состоит в том, что первая дает человеку целостное мировоззрение, а вторая – нет. Секулярная педагогика не затрагивает большого и очень важного сектора человеческой души, - сектора, отвечающего за религиозную веру, за понимание конечного предназначения человека, цели и смысла жизни конкретной человеческой личности, за твердое различение добра и зла.

Целостность мировоззрения может быть достоянием только религиозной педагогики, хотя и не обязательно православной. Если говорить образным языком, светская педагогика может дать человеку полностью снаряженный и готовый к плаванию корабль, но не может снабдить его картами с правильным указанием маршрута и пункта назначения, а также точным навигатором для преодоления всех возможных препятствий на пути следования к цели. Этой пустотой в самом главном, командном секторе корабля пользуются религиозные и политические пираты, захватывая даже самых светски образованных людей в тоталитарные секты или толкая их на нелепые поступки и преступления.

Светская педагогика достаточно расплывчата в отношении конечной цели воспитания. Если для педагога-христианина главное– постараться в процессе воспитания раскрыть образ Божий в ребенке, то его секулярный коллега не имеет таких четких критериев. Он оперирует достаточно зыбкими понятиями – развивать духовность, формировать личность, ее творческие способности в соответствии с врожденными свойствами и мировоззрением человека, способствовать его социализации и т.д. Качественное определение, содержание самих понятий остаются за скобками, тонут в общих рассуждениях о духовности.

Согласно мнению педагога-протоиерея Василия Зеньковского «смысл воспитания заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы; необходимо душу освободить от страстей, помочь ребенку в раскрытии образа Божия в нем». Конечно, это описание именно православного воспитания. Этот же автор обращает внимание на то, что воспитывают ребенка не только отец или мать (или, добавим, школа), – но вся полнота жизни играет свою роль в этом процессе.

Необходимо добавить такое неопустительное качество православной педагогики, как церковность. «В основе православной педагогики лежит понимание того, что вне Церкви, вне церковной жизни достичь основной цели воспитания и жизни не представляется возможным». По мнению архим. Георгия (Шестуна) православная педагогика – это воцерковленная педагогика, и, одновременно, педагогика воцерковления. Воцерковить педагогику означает наполнить православным смыслом уже сложившийся научный и категориальный строй педагогики как теории и науки. Педагогика воцерковления – это педагогика преображения, направленная на прояснение образа Божия в человеке в добродетели и даже в святости, что невозможно вне Церкви Христовой.

При всём этом я предвижу мнение некоторых людей, которые подумают, что этим церковникам только волю дай, они и нашу родную педагогику с теорией преподавания будут использовать только для своих целей. Но, во-первых, об отсутствии принципа манипуляции мировоззрением мы уже говорили. А во-вторых, вся советская педагогика (со славными именами Макаренко и Сухомлинского) имела в своём основании педагогику дореволюционную. А вот имена Зеньковского, Ушинского, Рачинского, к сожалению, во многом забыты. А ведь, по сути, произошёл двойной обман. Сначала за скобки процесса воспитания были вынесены Бог и Церковь. А затем (уже на нашей памяти) само воспитание оказалось ненужным рудиментом в образовательных отношениях. Нам необходимо проделать долгий путь возврата к истинным целям образования и воспитания. И как раз одним из способов этого движения является усвоение нравственных ценностей как неотъемлемый результат педагогической деятельности.

Святейший Патриарх Кирилл высказался об универсальном характере нравственных ценностей следующими словами: «Мы убеждены, что человек не может жить в мире, спокойствии и счастье, если в социуме нет общих нравственных ценностей, которые всемерно поддерживаются обществом и государством. Свобода как ценность не реализуема вне ответственности, которую добровольно берет на себя свободный человек. Этот выбор может быть связан с различными религиозными мировоззрениями, но он всегда обусловлен универсальным нравственным императивом».

И, действительно, нравственные ценности являются тем краеугольным камнем, на котором зиждется общественная мораль и справедливость. Однако, в последнее время происходит процесс десакрализации этих ценностей, объявление мнимой свободы единственным мерилом поступков и мыслей. И здесь роль школы в противодействии этому процессу многократно возрастает. Когда ребёнок с детства знает историю своего народа и государства, имеет примеры героизма и мужества, видит духовные корни многих социальных явлений, то он получает как бы «прививку» от того духа тлена и разложения, духа всеобщего потребительства, который сейчас властвует над многими умами. Глубинное присвоение ребёнком нравственных ценностей невозможно без изучения культурного базиса, в котором эти ценности стали действительно народными. Если же нет видения непрерывной передачи Традиции от поколения к поколению, то любые самые правильные слова скатятся, в конечном итоге, к простому декларированию и демагогии.

И священники, и педагоги воспринимают свою деятельность как служение. И очень хорошо было бы почаще напоминать себе те причины и желания, которые стали основой нашего выбора. Максимализм, присущий юности, может принести значительную пользу, когда человек уже имеет определённый жизненный опыт. Видение цели уже значительно облегчает путь.

Христианство – активная вера, она зовет к культурному творчеству, воспитывает любовь к родной земле, верность Отечеству, сознание неразрывной связи с предками и единства Традиции. Огромный мир, который Православие дарует человеку, перешагнувшему порог Церкви, призывает к нравственной дисциплине, к ответственному служению, к молитве и труду. Именно поэтому воспитание и присвоение нравственных ценностей через призму православной педагогики позволяют создать условия для формирования цельного мировоззрения. А это и есть главный итог всего процесса образования.

Спасибо за внимание!

V Епархиальные чтения

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2018-01-04 22:13

Операции с документом