Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

 
Вы здесь: Главная / Новости / 2018 год / Январь 2018 / Проповедь протоиерея Андрея Скрынько в праздник Крещения Господня

Проповедь протоиерея Андрея Скрынько в праздник Крещения Господня

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф. 3:1, 2)

 

Доклад протоиерея Андрея СкрынькоЦарство Небесное – это Небо, сошедшее на землю, чтобы на земле стало как на Небе: мир и согласие, конец всякой зависти и злобе, раздору и вражде, бедности и жадности… В общем, все могут быть счастливы, если…

Если удастся решить одну важную проблему: человек сначала должен полюбить такую жизнь и захотеть её настолько, чтобы быть готовым отказаться ради неё от тех «преимуществ», которые имеет нынешняя жизнь:

роскоши и комфорта, связанных с ленью, изнеженностью и завистью;
власти и богатства, питающих высокомерие, вражду и злобу;
чувства исключительности и превосходства, замешанных на честолюбии и тщеславии, порождающих распри и раздоры.

Могут ли быть богатство, достоинство и власть, свободными от этих пороков? – Да, могут. Мы даже знаем несколько таких примеров из многотысячелетней истории человечества, например: Авраам, Исаак, Иаков, Иов. Обычно такой человек – праведник, единственный в своем роде. Причем буквально: в своём роде, в народе. Это то, о чем говорит апостол:

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). И ещё:

«…время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; … и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот» (1 Кор. 7: 29-32).

Ох, как это не просто: быть без забот о квартире, о зарплате, о достатке, о «хлебе насущном». Для этого надо научиться верить, что Бог питает всякого труждающегося; что не останемся без необходимого, если честно трудимся во славу Бога. Трудиться, не покладая рук, но при этом надеяться не на плоды своего труда, а на Бога, Который «силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело… так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9: 8, 11).

Жить, имея, но не как обладающий; пользоваться, но не как распоряжающийся; приобретать, но не как для владения – это всё равно что отказаться от своего кровного: «пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Матф. 19: 21, 22). У нас не много имения, но отказаться от него ничуть не легче. Чтобы суметь отказаться от него, надо сильно, очень сильно, просто неузнаваемо измениться – покаяться, отречься от тех грехов, которые врастают в самую природу – даже не богатства (какое уж у нас богатство!) - а в совершенно обычное и, как кажется, естественное и безобидное стремление к достатку. А отречься, освободиться от греха можно единственным образом: приобрести духовную добродетель. Можно перечислять огромное их множество, а можно назвать одну: стяжать любовь – союз совершенства, - сближающую нас с Богом до кровного родства, когда мы уже не рабы и слуги, но – дети и братья.

Поэтому Иоанн гневно обличал фарисеев: «…порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния» (Матф. 3:7,8). В чем тут укор, почему «порождения ехиднины»? Ведь они пришли принять крещение покаяния и исповедовали свои грехи. Но признать свои грехи, даже «выразить о них сожаление» - это одно, а возненавидеть грех так, чтобы стать неспособным ко греху – это совсем другое. Именно это и есть «покаяние», это и есть преображение самой природы человека. Это преображение не может стать следствием волевого акта: «захотел, решил и стал». Это так же невозможно, как невозможно вытащить себя за волосы из болота. «Сам себя» и «сам собою» не то что сделать совершенным, но даже и просто улучшить не может ни один человек: сколько ни переставляй старую мебель в доме, дом новым не станет. Новый дом надо построить.

«Перестановка мебели» - когда мы меняем приоритеты в жизни, устанавливаем новую иерархию СТАРЫХ ценностей – тоже может быть «плодом покаяния». Но плодом, «достойным» Царства Небесного является НОВОЕ существо, обновленный человек – «новая тварь во Христе», вновь сотворенный вместе со Христом человек. Отличие этого нового творения от сотворения первого Адама в том, что теперь человек является со-творцом, и без его усилий этот новый Адам ни в ком из нас не может появиться.

«Бежать от будущего гнева» - это вполне естественное стремление, если знаешь, что гнев неминуем. Однако кто способен убедить нас, внушить необходимость такого бегства? Никакие внешние убеждения не помогают, пока человек не испугается собственного голоса совести внутри самого себя. Но «слышать» голос совести и «послушаться его» - разные вещи. Услышал, убоялся, попытался скрыться, избежать наказания – вот естественный порядок действий, как кажется. Однако если вслушаться, то совесть побуждает не «УБЕЖАТЬ», а зовет «ПРИБЕГНУТЬ» к своему Отцу, отдаться на волю Его любви. Обрести себя именно «вновь» - заново, нового, по-новому, себя другого, каким раньше себя не знал, но каким Бог задумал тебя еще при первом творении, а сейчас ждёт, когда ты придешь к Нему, чтобы сделать это возможным.

«Сотворите достойный плод покаяния» - это значит: сотворите себя заново. Отбросьте всякую неправду и нечистоту и полюбите праведность и истину.

Как нечистое сделать чистым? – Омыться! Ведь именно к этому и призывал Иоанн.

Но ведь и раньше омывались постоянно, в чем отличие? – Раньше омывались извне, от нечистоты, которая являлась следствием прикосновения к нечистому, а теперь появилась возможность очистить источники, из которых истекает нечистота поступков, помыслов, желаний – источники, пребывающие в душе человеческой; очистить нечистоту внутреннюю.

Откуда появилась возможность такого очищения? – От схождения Бога в человеческую природу, от вхождения Богочеловека Иисуса Христа в существо повседневной реальности.

Бог сошел в человека, принял его естество, соединив со Своим, тем самым освятив человеческую природу – изгнав из нее всякую греховность. Богочеловек вошел в повседневную реальность, освятив своим присутствием и участием всё то, что в повседневности достойно заполнять человеческую жизнь, и изгнав всё, что унижает достоинство сына Божия.

Входите в воду Крещения вслед за Ним, входите в повседневную жизнь вместе с Ним, освятите свою жизнь и свою душу, чтобы не осталось ничего, унижающего достоинство, дарованное нам – быть Его детьми. Бог явил Себя в полноте Триединства, явите себя Богу в полноте своей праведности. «Сотворите достойный плод покаяния».

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2018-01-19 22:01

Операции с документом