Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / Новости / 2018 год / Апрель 2018 / Любовь Божия не имеет предела

Любовь Божия не имеет предела

Проповедь протоиерея Филиппа Макарова в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленом

Христос воскресе!

Любовь Божия не имеет предела. Его милость простирается на всех: богатых и бедных, сильных и слабых, мудрецов и простаков. «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). И эта милость не абстрактна. Она конкретна и адресна. Она доходит до каждого нуждающегося, способного силой своей веры воспринять благодать Божию. Каждый человек лично может ощутить на себе прикосновение Божие, как «веяние тихого ветра» (3Цр.19:12) в жаркую пору, ободряющего и укрепляющего человека. Богу не нужно рассказывать, кто и в чем нуждается. Он знает все и не имеет в этом нужды, чтобы кто-то говорил Ему (Ин.16:30).

Вот и сегодня мы видим яркий пример больного, расслабленного, всеми, но не Богом, оставленного человека. Практически всю свою сознательную жизнь он пролежал у Овчей купели Иерусалима, еще называемая Вифезда (или Бет-Хесда, т.е. «дом милости, милосердной любви). В эту купальню, согласно Евангельскому повествованию, время от времени (и достаточно часто!) сходил Ангел Господень и возмущал воду, после чего первый, кто входил в нее, исцелялся от любой болезни. Но наш расслабленный не имел сил раньше других попасть туда, ведь «великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидало движения воды» (Иоан.5:3), претендуя на выздоровление. И вот уже 38 лет тот человек находился в таком бедственном положении. На его глазах исцелились десятки и сотни, а может и тысячи людей. А он все лежал и, не имея собственных сил и помощников, не мог добраться вовремя до воды.

Наверняка, большинство современных христиан отчаялись бы ждать своего исцеления столько лет. В лучшем случае, смирились бы со своей болезнью и, не надеясь на излечение, стали бы жить, принимая свое положение, как неотъемлемую и неизменную данность своей жизни, думая, что «может Бог не желает (или даже не в силах) мне помочь». В худшем случае, как это часто бывает, начали бы завидовать, обижаться, отчаиваться и даже роптать на Самого Бога, за то, что не получают так долго просимое.

Но не таков был тот расслабленный. С великим мужеством и неиссякаемой надеждой он проводил каждый день и час своей болезни. Его молитва и смирение только окрепли за эти годы. Духовная бодрость и глубокая вера Богу удерживали его вдали от дома и семьи. В своем, казалось, совершенно бедственном положении он ничего не потерял, но только приобрел. Приобрел смирение, любомудрие и кротость, с которой он отвечал Христу, получив через то прощение грехов и совершенное исцеление. Да, прощение в первую очередь, т.к. именно грех привел его в бедственное состояние. «Вот, ты выздоровел; – говорит ему Христос, – не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14).

Все здесь совершенно удивительно: и сама ситуация, и слова Христа. Нам открывается особая, сокровенная тайна жизни на примере этого человека. Исцеленный Господом Иисусом расслабленный изображает собою все человечество, несколько тысяч лет пребывавшее в духовной немощи. До пришествия в мир Спасителя ничто не могло исцелить человека от греха и смерти, – ни языческая мудрость, ни даже истинное богопознание и благочестие, сохранявшееся в избранном еврейском народе. По словам Священного Писания, не было ни одного праведного, все согрешили и все были лишены славы Божией. Нужна была совершенная сила, способная исправить это печальное положение.

Для начала мы видим такой образ: купель – вода – множество страждущих – действие Ангела Божия, возмущающего воду – исцеление. Сегодня для нас это внешне вполне понятный образ – Купель Крещения. И если в Иерусалимскую купальню лишь время от времени входил Ангел Господень, исцеляя кого-то одного, то в Купель Крещения сходит Сам Господь животворящий, Дух Святой, освящая воду и всем крестящимся с верою даруя отпущение грехов, благодать обновления и оживотворения естества. Без этого мы навсегда были бы отвергнуты от лица Божия, ведь Бог, чистейший Дух, гнушается всякой греховной нечистоты.

То, что совершается в Купели Крещения, зачастую является для нас тайной. Многими прообразами Ветхого Завета, определениями и образами Нового Завета Бог подводит нас к этому таинству, в котором, милостью Божией, мы можем получить благодать.

Можем получить, но получаем ли? Почему задается этот вопрос? Да потому, что для реализации этих возможностей есть вполне конкретные условия, обозначенные Иисусом Христом и засвидетельствованные Священным Писанием.

Первое условие – это наше личное покаяние. «…Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.4:17). Покаяние – это изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха и стремлении проводить жизнь в согласии с волей Бога, сокрушение о грехах, характеризуемое печалью и скорбью, вызванной уязвлением совести, но главное, живым ощущением разлучения с Богом; сопровождаемое твердым желанием очищения, преображения жизни; упованием и надеждой на Господа.

Второе, неотъемлемое от первого, условие – вера. Но не абстрактная вера в абстрактного Бога: «Я сам по себе, а Бог Сам по Себе», а вера, проповеданная нам апостолами и утвержденная Богодухновенным Писанием: «…покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мр.1:15). «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6). Существуют три уровня веры. Вера как уверенность – это рассудочное признание какой-либо истины. Вера как доверие – чувство присутствия Божия, надежда на Бога. И вера как верность, сообразование своей жизни с волей Бога. Только такая вера может выражать любовь, потому что истинная любовь немыслима без верности.

И тогда уже следует то Крещение, которое вкупе с вышесказанным и производит чудесное, исцеляющее всего человека, благодатное действие: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Дн.2:38). «Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мр.16:16). «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).

Однако сегодня, в четвертую неделю по Пасхе, предлагается нам еще одна особенная мыслью, отраженной в богослужении нынешнего воскресного дня. В кондаке мы слышим: Душу мою Господи, во гресех всяческих, и безместными деяньми люте расслабленну, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и расслабленного воздвигл еси древле. То есть, Святая Церковь нас с вами уподобляет этому расслабленному и побуждает испрашивать у Господа избавления от некоей страшной духовной немощи, хотя мы, казалось, уже получившие в таинстве Крещения отпущение грехов и благодать усыновления, тем не менее, по большей части пребываем в расслабленности и омертвении духа.

Болезнь эта знакома всем спасающимся, она приводит к потере живой связи с Богом и делает бесплодными, кажется, целые месяцы и годы нашей жизни. Признаки ее неотступно сопровождают нас: безразличие к своему спасению, малодушие и маловерие, небрежная и холодная молитва, враждебность к людям и ропот на Бога. Трезвый взгляд на себя и на свое духовное состояние мог бы привести нас в горестное недоумение и безнадежность, но не этого, конечно же, ждет от нас Церковь. Да, по своему духовному состоянию мы и после крещения подобны иерусалимскому расслабленному, не способны ни на какую добродетель, а в своей духовной жизни мы едва можем пошевелиться! Но ведь и нас всесильный Господь может исцелить. Сразу, одним Своим словом.

Все в духовной жизни совершается благодатью Божией. От Его Божественной силы, по словам Священного Писания, подается нам все потребное для жизни и благочестия. Сама мысль о спасении, сама спасительная ревность проистекает не от нас, но от Призывающего нас Господа. От нас зависит только, примем ли мы эту мысль, удержим ли эту ревность, хватит ли у нас веры и смиренного упования. Но это немногое как раз и требует подвига и трудов всей жизни. По мысли святителя Иоанна Златоуста, добродетель, которая достается без трудов, неполезна для нас; без скорбей и болезней мы обычно развращаемся. Святитель предлагает поучиться у Иерусалимского расслабленного его необычайному терпению. Ведь он тридцать восемь лет – почти всю жизнь! – не отходил от чудотворной купальни, не получая исцеления, и тем не менее, не пал духом и не отчаялся. А когда Христос спросил его: «Хочешь ли ты быть здоров?», он в ответ не высказал никакой хулы и ропота, но смиренно и кротко отвечал: «Да, Господи, хочу, но нет человека, который опустил бы меня в купальню». Долгие страдания привели его к подлинному сердечному сокрушению. А это и есть единственная правильная основа для всякой добродетели.

Будем же и мы, братья и сестры, с постоянством и терпением укреплять свой дух спасительной верой, заботой о спасении и деятельной любовью к ближним: превозмогая себя, понуждая себя благодарить Бога за саму эту нашу немощь, ведь она приводит нас к спасительному осознанию своей негодности и живому упованию на Спасителя. Нужны нам труды над собой; нужно нам «растирать» свою омертвевшую душу, как растирают онемевшую часть тела; известны и средства для этого, – молитва и чтение Священного Писания, зрение своих согрешений и неосуждение других, посещение храма Божия, Исповедь и Причастие. Но надеяться при всем этом следует не на себя, но только на Господа. В своих трудах уместно нам уподобиться этому расслабленному, неотступно пребывающему вблизи чудотворной купальни и терпеливо ожидающему своего Спасителя, Который одним Своим словом исцеляет всякую болезнь и воскрешает мертвых, Который не посрамит сокрушенную душу и не замедлит даровать ей благодатное изменение и силу жить по Его Заповедям.

протоиерей Филипп Макаров

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2018-05-06 11:54

Операции с документом