Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

 
Вы здесь: Главная / Новости / 2018 год / Ноябрь 2018 / «Молодежь: поиск смыслов»

«Молодежь: поиск смыслов»

Доклад епископа Максимилиана на открытии VI Братских епархиальных чтений

VI епархиальные чтения: «Молодежь: свобода и ответственность»В книге польского поэта, писателя и философа 20 века СтанИслава Ежи Леца «Непричесанные мысли» есть любопытный диалог:

- Мир принадлежит тебе! – крикнул я одному юноше.

 - И что с того? – ответил он. – Его же не продашь.

Есть в этих словах нечто парадоксальное. Действительно, юность всегда воспринималась временем самопознания, вдохновения, романтики, активной деятельности, альтруизма, желания познать мир и сделать его лучше. Однако не прошло и 100 лет, как этот парадокс стал активно проникать в реальную жизнь молодого поколения.

Так, в исследовнии «Динамика ценностных ориентаций современной молодежи»  за прошедшие 8 лет М.Н. Яковлевой  – научного сотрудника Института социологии ФНИСЦ РАН  г. Москвы - сделаны интересные выводы:

Хотя современное поколение российской молодежи ориентируется на традиционные для российского общества базовые ценности семьи и работы, наблюдается разница в ценностных ориентирах молодого и старшего поколений, причем в динамике каждой из возрастных групп.

  1. 1 место  – семья, дети. Однако значимость  семьи снизилась, причем у молодежи больше (на 12%), чем у старших поколений (на 7%). 
  2. На 2-ом месте  у молодых людей - самореализация – интересная работа, позволяющая проявить свои способности и таланты (около 50%). У представителей старшего поколения - хорошие заработки (38%).
  3. На третьем  месте у молодежи – желание  хорошо зарабатывать, чтобы жить достойно (около 42%). У старших - уверенность в завтрашнем дне (около 38%)
  4. На четвертое место молодые ставят  уверенность в завтрашнем дне, наличие благоприятных перспектив (однако значимость этой ценности у молодежи снизилась очень сильно: с 48,5% до 28,8%).  Старшие определяют на 4-ую позицию уважение со стороны окружающих. Причем значимость этой ценности, в отличие от молодежи, выросла  у них с 26% до 32,6%.
  5. Далее  молодые отмечают ценности богатства, власти, карьеры, свободы. Старшее поколение - важность жить по правде, совести, справедливости (21%).
  6. А молодежь как раз отмечает нравственно – этические ценности маловажными: так, уважение других ценно лишь для 19,4%, а стремление жить по правде, по совести – только для 14%. Стремление же к Богу, жить по его заповедям практически не просматривается (1,9%). Для старших маловажными  являются такие ценности, как богатство; карьера и власть; полная, неограниченная свобода в высказываниях и действиях (менее 12%).

Также за 8 лет для всех возрастных групп наиболее заметно снизились три позиции: эгоцентризм, образование и этические представления о способах достижения успеха (честность, принципиальность; отзывчивость, чуткость к другим людям).  Сейчас стратегия «приспосабливайся и вкалывай» оказывается эффективнее, чем «твори и созидай». И молодежь это чутко улавливает: они видят залог успеха уже не в образовании и способностях, а в связях с нужными людьми и деньгах. Все это свидетельствует о достаточно прагматичном отношении к жизни молодых людей.

Социологи делают вывод о продолжающейся либерализации российского социума, в результате которой снижается распространённость традиционных для русской культуры ценностей (добросовестного отношения к делу; отзывчивости, чуткости к другим людям; честности, принципиальности) продолжает снижаться. И эта динамика особенно ярко выражена среди молодежи.

В связи с этим процессом происходит резкое расслоение молодежи в вопросе гражданственности и патриотизма:  растет как доля "патриотов", считающих, что надо работать на благо страны, а не только на себя (48,7%), так и доля индивидуалистов с противоположной установкой (33,3%). Показательно, что готовность работать на благо страны, а не только на себя, чаще всего (75%) характерна для тех, кто разделяет традиционные ценности. И значительно реже – для индивидуалистов, ориентирующихся на богатство любой ценой (36,4%), ценящих неограниченную личную свободу (30%). Напротив, индивидуализм сильнее всего связан с ценностями либерального характера (37,9%) и меньше всего с традиционными (18,8%).

Социологи делают неутешительные прогнозы: так, сейчас гражданами России себя считают всего 63,5% молодых людей. Наблюдается не только отток молодежи  в поисках лучшей жизни в крупные города, но и за рубеж: по результатам социологического опроса, навсегда покинули бы Россию 30,8%  молодых (8 лет назад эта цифра была значительно скромнее – 14,6%). А вот не уехали бы за границу ни при каких обстоятельствах всего 9% молодых (8 лет назад такой выбор делали 23,3%).

Причиной этого социологи называют  ощущение молодыми несправедливого отношения России к своим гражданам (56, 4% молодых), причем особенно это связано со сферой занятости молодежи и низкой оплатой труда многих профессий, а также с негативными оценками молодежью и современного образования в России, которое становится все менее доступным для детей из малообеспеченных семей. Молодые люди перестают хотеть трудиться, так как ожидают запрограммированного социального проигрыша. Возможно, поэтому в наши дни этим объясняют неслучайный  уход  молодых людей, не нашедших приложения сил в реальном обществе, в виртуальную жизнь социальных сетей в интернете, в субкультуры, алкоголизм и наркоманию, появление «протестных» суицидов, ненависти, жестокости, экстремизма (Еще свежа  память о керченской трагедии. Однако вряд ли можно объяснять ее причины только социальной нереализованностью юного убийцы).

Интересно, что  сейчас огромной популярностью в молодежной  среде пользуются квесты, когда нужно найти выход  из определенного реального пространства (комнаты) путем решения логических загадок. Молодые люди с удовольствием участвуют в них и преодолевают трудности, а также многие сами создают различные квесты – то есть молодым недостаточно только самопрезентации и публичности в интернете, виртуальных связей – они выходят в мир квеста, чтобы в этой искусственно созданной игровой модели  найти приложение своим силам и способностями, действовать на практике. Это показывает, что потенциал молодежи велик, и необходима площадка для реализации возможностей нашей молодежи не только в игре, но и в реальной жизни.

Результаты социологического опроса снова показывают любопытные данные: молодежь совсем не апатична и готова к действию:

  1. так, считают, что «вряд ли что смогут изменить в своей жизни, не говоря уже о жизни других людей»,  11,5% молодых (снижение на 8 % за 8 лет).
  2. Считают, что, «чтобы изменить жизнь к лучшему, всем надо больше и лучше работать» 29,5% (рост на 2 %).
  3. Считают, что «надо брать личную ответственность за обеспечение достойной жизни себе и другим людям. А для этого не давать взяток, протестовать против произвола и бездействия властей, организовывать митинги, пикеты и т.п., если понадобится - идти на баррикады» - 41% (рост на 5,7%).
  4. Делегируют ответственность за свою жизнь «реально работающим профсоюзам, политическим партиям и организациям, которые на деле будут отстаивать интересы и права трудящихся», 16% (снижение на 0,5%).  Причем пассивностью обладают те молодые люди, кто имеет низкий уровень образования и доходов.

Таким образом, результаты исследования отражают картину, знакомую нам по страницам русской классики: «герои нашего времени» часто превращались в  русском обществе в «лишних  людей», несмотря на таланты, ум, образованность и стремления, и во все времена мы пытались ответить на вопросы «Что делать? и «Кто виноват?». Чацкий, Онегин, Печорин, Чичиков, Обломов, Штольц, Базаров, Раскольников  и многие другие искали свое место в этом мире, пытались его занять, совершали ошибки, мучались над вопросами бытия… 

Наверное, можно назвать едва ли не единственного героя русской классики, который выстоял в жизненных бурях своей молодости в сложных исторических условиях  и не только не сломался, но и сохранил честь, стал опорой для ближних,  а в будущем – достойным отцом достойного семейства.  Можете подсказать, кто этот герой? Конечно, это Петр Андреевич Гринев из пушкинской «Капитанской дочки». Интересно, что на его долю выпали не только суровые исторические испытания, но и обычные искушения взросления: непослушание, самолюбие, любовь, предательство, вера, совесть, милосердие.  Что дало ему возможность выстоять? -Традиции воспитания, честная и нравственная жизнь его родителей как пример для подражания и возможность «понюхать пороха» реальной жизни не в блистательном городе с массой поводов к искушениям, но в далеком заброшенном гарнизоне в Белогорской крепости, где живы традиции русской жизни, основанной на непреходящих духовно – нравственных ценностях. Он на практике смог убедиться и свободно и ответственно выбрать те ценности, за которые готов был даже отдать жизнь.

Интересны традиции воспитания нашего народа. У нас никогда не было искусственного воспитания как такового. Воспитание происходило в самом процессе жизни.

Евангелие вообще не акцентирует внимание на возрасте человека. Оно показывает ценность человеческой души и сердца. Мы видим  чистоту сердца и преданность молодого апостола Иоанна Богослова, пристрастие к материальным благам своего имения богатого юноши (Лк. 18; 18-30), желание наслаждаться жизнью и раскаяние в содеянном блудного сына и эгоизм его брата (Лк. 15; 11-24). Библейская традиция показывает почитание родителей детьми, усвоение и передачу традиций, почитание Бога  и родителей, совместная жизнь по Закону (так, мы видим зависть Каина и добропорядочность Авеля и Сифа, непочтительность Хама, верность и кротость Иосифа, послушание Исаака…).  Наблюдая за поступками и их последствиями, каждый раз убеждаемся, насколько взаимосвязана чистота помыслов с нравственностью человека, с его выбором и результатом этого действия: в итоге каждый получает именно то, что выбрал.

В традициях народного воспитания также нет деления на «детство», «молодость», «зрелость», «старость». Жизненный цикл связан с рождением, жизнью и смертью человека, с бытовыми и земледельческими обрядами, с нравственными нормами. Совместная жизнь, совместное проживание представителей разных поколений давали возможность воспринимать жизнь циклично, целостно, без деления на возрастные границы. Как говорил известный педагог и писатель А.Б Рогозянский, «воспитать» значит не что иное, как верно устроить отношения с ребенком». И непременное главное условие этого, по словам отца Александра Ельчанинова, - «чтобы ребенок видел родителей, живущих большой внутренней жизнью». Добавлю от себя, что не только родителей, но и учителей, так как в наше время учитель зачастую общается с ребенком не меньше, а то и чаще родителей.

Особенно значимо это и при общении с молодежью, ведь юность – деликатный и важный период в жизни человека, и главный вопрос в этом возрасте – это решение мировоззренческих проблем. Юноша – человек  взрослый, он стоит на пороге выбора жизненного пути, профессии, семьи, и очень важно понять, какой смысл станет главным и определяющим в его жизни, ЧТО именно он выберет сейчас, чтобы ОТВЕТСТВЕННО пронести это через всю жизнь. Огромная польза, если в этот период рядом окажется сообщество опытных людей, которые помогут ему разобраться со смыслом происходящего в настоящем и заложить  определить вектор его духовного и нравственного развития  для радостной и наполненной жизни.  Безусловно, большое значение имеет в этот период общение и с мудрыми взрослыми (родители, педагоги) и возможность практического приложения своих сил и талантов в процессе самоопределения с помощью молодежных организаций.

Русская педагогика никогда не ставила своей задачей передачу знаний и навыков – она всегда оставалась педагогикой веры, так как именно вера в Господа Иисуса Христа была корнем, из которого выросла вся нравственность русского народа Святой Руси. Потом уже, в результате исторических изменений, начинали верить то в труд, то в науку, то в социализм, и на основе своих новых вер воспитывали своих детей и молодежь. Перестройка принесла растерянность и кризис веры и в школы, и в жизнь, и в души людей. Растерянность от  потери идеала  обернулась кризисом мировоззрения, свобода – вседозволенностью и безответственностью, гласность – потерей смыслов слова и его обесцениванием, исчезновение «духовной системы координат» - формализацией всех сторон общественной жизни.

При кажущемся возрождении свободы и духовности мы тогда попали в ловушку деклараций: научились говорить правильные слова о мире, жизни, человеке, Боге, - но не сделали следующий шаг: не стали жить так, как говорили, потому что это требовало огромных усилий над собой, покаяния, перерождения  в «нового человека», и постепенно двойственность стала нормой нашей жизни. Свобода была, а правды не было, смешалось несоединимое, и мы не выстояли в искушении, которое смог преодолеть Петруша Гринев. Мы так испугались безденежья и «безхлебья», что ради будущего благополучия поступились совестью, нарушив тем самым «генетический код нации», так как русский человек никогда раньше не предпочитал земные сокровища Небесным (Мф. 6; 19-20). «Что посеешь – то и пожнешь», как говорит русская пословица, и мы сегодня пожинаем плоды своего выбора в выборе наших детей и молодежи, наблюдая с грустью их потребительское отношение к жизни.

Это работает закон взаимодействия свободы и ответственности. Мы свободно выбрали свободу от работы над своей душой – и теперь ответственно должны принять  отсутствие духовного образования сердца в наших  выросших детях. Однако действие этого закона подсказывает нам и путь к преодолению затянувшегося кризиса: чтобы духовно – нравственные ценности вернулись на прежнее место, нужно свободно их выбрать идеалом своей жизни сначала нам самим. После этого работать над собой так упорно и долго, пока эти ценности не станут нашими, осмысленными, пока не вернут нам целостность без  внутренней раздробленности, пока не вернут жизни радость, веру, желание подвига, жертвы во имя идеала, а не унылое выполнение обязанностей с ропотом на большую загруженность и низкую зарплату. Тогда внутреннее горение нашего сердца сможет стать маяком для юного поколения.

Как сказала Людмила Васильевна Сурова, опытнейший православный педагог, «педагогический процесс не технология, но художество» (Сборник статей разных лет «Педагогика духовного развития»). Не может быть технологии, инструмента воспитания. Инструмент налаживает вещь, но не человека. Живая душа от соприкосновения с технологиями может закрыться в формальность, усвоить механизм поведения или область знаний, но не сможет ожить, раскрыться. Людмила Валентиновна Сурова предлагает нам задуматься о том, что «технология выдвигает на первое место культуру самого процесса как самодостаточный акт действия» и смещает акценты: «… что и зачем, для чего мы делаем – как-то отходит на второй план», а  «отчуждение человека с его волей, желаниями, интуицией от целей его же деятельности ведет к атрофии личностного начала в человеке, самопрограммированию его сознания, и как следствие – к омертвению всего общественного бытия». Вспомните результаты социологического исследования: молодежь не интересуют этические составляющие выбора, главное – получить желаемый доход и комфорт. А педагогика, по мнению Л.В.Суровой, «должна быть отнесена к искусству, но не к искусству управления человеком, а к искусству его пробуждения, вдохновения». Мы должны работать над возвращением  осмысленности действий и жизни взрослому, юноше, ребенку.

Ведь разочарование, невостребованность, апатия, мертвенность души, по опыту русской классической литературы, - результат не только социальных проблем, но в большей степени – в неправильной жизни души в человеке или вообще в утрате жизни души. Достатком и комфортом этого не вылечить. Даже самореализацией и востребованностью. Уж как успешен и востребован князь Андрей Болконский, как воспитан и богат, но и его не обошли стороной душевные терзания и кризис идеалов!

Как вернуть поколению молодых интерес к жизни духа, к поиску идеала и смыслов?

Во-первых, прежде всего, эта жизнь, смысл и идеал должен быть у нас, старшего поколения,  и должен быть для нас главной ценностью. 

Во-вторых, должна быть встреча и диалог с молодым человеком (молодыми людьми), которая даст возможность прояснить иерархию ценностей в его душе. То есть очень важны тематические диалогические встречи, Евангельские чтения, киноклубы и литературные клубы с обсуждением прочитанного и увиденного, чтобы дать возможность заполнить духовный вакуум, искать ответы на смысловые жизненные  вопросы, наблюдать жизнь и вслушиваться в нее. Человек не может жить без идеала, за который он готов умереть – иначе затухает дух, остается только усталое и вечно недовольное тело, которому всего мало.

В-третьих, важно организовать условия, в которых молодой человек сможет найти возможность практической реализации своих талантов и духовных потребностей. Это может быть участие в различных волонтерских проектах, помощь социально незащищенным слоям населения, трудовые или гражданские акции, создание социальной рекламы, газет, телепрограмм, молодежный театр, квесты, организация разнообразных уличных мероприятий, детских и молодежных лагерей, а также помощь в трудоустройство молодежи  (силами руководителей города). Молодежь будет покидать Братск и работать в других городах, пока мы не дадим ей возможность жить и трудиться в родном городе и быть здесь востребованной и полезной.

В-четвертых, необходимо поощрять  полезную социальную и творческую активность и инициативу молодежных организаций в городе. Не гасить, не давить своим авторитетом и привычными взглядами на жизнь, а стараться понимать, жить рядом и вместе, в со-участии, в со-бытии, в со-творчестве, в со-работничестве.

Жизнь – это то, что происходит сейчас, в настоящем времени, и это реально для представителей любого возраста: и юных, и умудренных опытом, и даже детей. Важно каждому из нас не идти против «генетического кода» своего народа и быть простым и открытым Богу, людям, миру, совести. Тогда прагматические ценности не выдержат конкуренции. Вспомните себя юными, влюбленными, увлеченными. Вспомните наших бабушек-дедушек, прабабушек и прадедушек, переживших страшные времена войн, голода, советских политических лагерей, но не утративших радости, любви, надежды и веры. Душа нематериальна, и успокоить, осчастливить ее стабильностью дохода и теплом в зоне комфорта не получится: она ждет высоты устремлений, она должна расправить крылья и подняться над суетой.

Юный человек год за годом станет взрослым. Что он сохранит для будущих поколений? Каким будет наш народ?

Даже  взгляд со стороны отмечал наличие главных составляющих нашего русского  «генетического кода». Так, известный австрийский писатель  Стефан Цвейг отмечал: «Раскройте любую из пятидесяти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с веселой толпой детей, у Бальзака – замок с титулом пэра и миллионами. И, если мы оглянемся вокруг, на улицах, в лавках, в низких комнатах и светлых залах – чего хотят люди? Быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? – Никто. Ни один».

Изменится ли мнение о нас, русских,  спустя 10, 50, 100 лет? Поймут ли наши правнуки, о чем говорил Цвейг,  или русская нация будет изучаться, как исчезнувший вид, по романам Достоевского?

Сегодня это зависит от свободы и ответственности каждого поколения: и молодых, и старших.

Да поможет нам Господь быть верными идеалам своего народа!

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2018-11-06 11:36

Операции с документом