Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

 
Вы здесь: Главная / Новости / 2018 год / Ноябрь 2018 / Свобода и ответственность: православное разрешение проблемы

Свобода и ответственность: православное разрешение проблемы

Доклад секретаря епархии иерея Антония Васильева на открытии VI Братских епархиальных чтений

VI Братские епархиальные чтенияВаше Преосвященство!

Дорогие отцы, братья и сёстры!

Искренне рад Вас приветствовать на Шестых Братских епархиальных чтениях. В заголовок нашего форума вынесена тема, которую можно назвать вечной. Ещё со школьных уроков литературы мы знаем, что множество величайших писателей задавались вопросом о путях молодого поколения, о новообразованиях в общественной жизни, о способности следующих поколений продолжать дела своих предшественников.

И поэтому здесь первым стоит то слово, которое так приятно всем молодым людям: свобода. И вот сейчас, я уверен, когда это слово произнесено, у каждого из здесь сидящих пронёсся в сознании примерно такой ассоциативный ряд: свобода, множество возможностей, реализация задуманного, отсутствие препятствий на жизненном пути, независимость, радость достижения цели, счастье. Не побоюсь предположить, что для большинства молодых людей свобода будет декларироваться как одна из самых важных ценностей в их жизни. Свобода от родительской опеки, освобождение от условностей общества, высвобождение сил для своего дела часто романтизируются при переходе от детства к юности. Именно на этой волне молодой человек часто начинает бунтовать против всего, что раньше его окружало. И часто в этом списке оказываются Бог и Его Церковь. Как следствие в массовом молодёжном сознании начинает формироваться стереотип о Церкви как о месте крайней несвободы. При этом «доказательства» найти очень легко: строгая иерархия, дисциплина постов, молитвенные правила, богословские догматы, уставное богослужение.

И вот, пользуясь этой высокой трибуной и обращаясь прежде всего к молодым людям, хочется категорически это опровергнуть. Всегда и везде Церковь учила, что свобода – это величайший Божий дар человеку. Свобода человека является образом абсолютной свободы Бога и состоит в приобщении к ней, являясь действием Бога в человеке. Апостол Павел восклицает: «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Святитель Тихон Задонский прямо говорит: «Свободу дарует Христос». И этот ряд цитат продолжать можно очень долго. Свобода является для христианина той реальностью, которая не может быть отменена. Собственно, свободный выбор человек всегда лежит в основе его мировоззрения и религиозной идентичности. «Невольник – не богомольник», как точно заметил русский народ в одной из пословиц.

Тогда почему же такой диссонанс между пониманием свободы в Церкви и в секулярном обществе? Почему в быту Церковь и свобода часто противопоставляются?

В мою бытность студентом этого вуза мы проводили такую исследовательскую работу: брали группу студентов и задавали им несколько простых вопросов. Одним из них был такой: «Что такое свобода?». Основной смысл ответов сводился к следующему: «Свобода – это моя возможность делать то, что я хочу». Очень немногие добавляли: «Если это не повредит другому». Таким образом, абсолютное большинство молодых людей де-факто признавали только своё Я единственным мерилом адекватности своего желания.

Следствием такого понимания свободы становится болезненный индивидуализм и размытие понятия «нормы». Норма общественных отношений начинает строится уже не на фундаменте общепризнанного авторитета (религиозного, идеологического и др.), а на основе некоторого усреднённого мнения, которое может периодически расширяться практически до бесконечности. Исключение религиозных символов из общественной жизни, запрет на демонстрацию национальной или конфессиональной идентичности, навязчивая толерантность по отношению к различным извращениям, боязнь сделать доброе дело из-за опасений осуждения – вот далеко неполный список логических последствий свободы, которая не ограничивается духовно-нравственными ценностями. И вот уже тот строй, который по привычке именуют демократическим, перестаёт быть таковым. Различные меньшинства начинают диктовать свою волю большинству. Как назвать такую свободу для греха, такую свободу от праведности? Да, и свобода ли это вообще?

Христианство проповедует совсем другую свободу – свободу от греха. Святейший Патриарх Кирилл так говорит об этом: «Свобода от греха — это способность человека вне зависимости от влияния окружающей среды, от навязываемых ему стереотипов мышления и образа действий сохранять силу противопоставлять себя греху. Это действительно величайшая свобода, потому что грех привлекателен и если кто отдается греху, то перестает быть свободным». Далее Предстоятель Русской Православной Церкви продолжает: «Ну, а что же такое свобода от праведности? А это та самая свобода, которую очень легко обрести. К этой свободе человека как бы подталкивает его инстинктивное начало: делай, что тебе хочется, никаких табу не существует, живи так, как хочешь, всякие ограничения условны, не слушай никого, раскрепощай свои инстинкты, живи свободно. Разве не этому сегодня учат такими или иными, как бы более интеллигентными, но несущими тот же смысл словами?»

Часто Церковь обвиняют в унижении своих чад, основываясь на том, что любой христианин называется «рабом Божиим». Однако, эти критики забывают историю. У раба может быть только один повелитель, один господин. Раб Божий – это раб Бога и только Его. Становясь рабом Бога человек уже не раб другому человеку, не раб своим страстям и грехам, не раб даже самому себе. Христиане – это люди, стремящиеся к максимальной независимости и максимальной свободе. Настоящей свободе, которую может дать только Христос в своей Церкви. И уже понятны становятся слова апостола Павла: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1).

А из определения свободы будет следовать и обозначение ответственности. Юридически-индивидуалистский подход к свободе естественным образом атрофировал чувство ответственности. Сначала человек начинает сужать её степень, а потом вовсе становиться на позицию перекладывания ответственности на кого-то другого. И вот уже не мы злимся, а нас злят; не мы совершаем подлость, а нас вынуждают сделать это. И вообще во всём становятся виноваты власти, страна, предки, погода и всё что угодно, только не конкретный согрешивший Я. В общем, «не мы такие, жизнь такая». К сожалению, приходится констатировать, что люди, способные брать на себя ответственность и хотящие это делать в значимых масштабах, просто находятся на грани исчезновения.

Стремление к свободе от греха приводит христианина к нравственной ответственности перед собой, семьей, народом, Церковью. Эта ответственность имеет своей границей личный выбор человека между добром и злом, между тем, что приближает меня к Богу, и тем, что удаляет меня от Него. Ответственность за порученное дело, за исполненное послушание, за принятое решение всегда должна пребывать с христианином.

В Декларации о правах и достоинстве человека, принятой Всемирным Русским Народным Собором, говорится следующее: «Мы различаем две свободы: внутреннюю свободу от зла и свободу нравственного выбора. Свобода от зла является самоценной. Свобода же выбора приобретает ценность, а личность - достоинство, когда человек выбирает добро. Наоборот, свобода выбора ведет к саморазрушению и наносит урон достоинству человека, когда тот избирает зло».

Своё выступление мне хотелось бы завершить словами русского философа Ивана Ильина: «Смысл жизни в том, чтобы любить, творить и молиться. И вот без свободы нельзя ни молиться, ни творить, ни любить».

Спасибо за внимание!

 

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2018-11-09 21:52

Операции с документом