Начал работу новый сайт Братской Епархии (https://pravbratsk.ru) !
Старая версия сайта будет доступна до июня 2020.
Перейти к содержимому. | Перейти к навигации
Персональные инструменты
Начал работу новый сайт Братской Епархии (https://pravbratsk.ru) !
Старая версия сайта будет доступна до июня 2020.
Navigation
|
Смиренный заступник Сибири
9 декабря – день памяти святителя Иннокентия (Кульчицкого), Первого епископа Иркутского
Его предки, будучи верующими православными, подвергались гонениям со стороны воинствующих католиков, борьба с которыми продолжалась и в конце 17 века, поэтому родители воспитывали сына в святом Православии, знакомили со святынями г.Киева, монастырскими службами и проповедями знаменитых проповедников того времени. Звали его тогда Иоанном. Учился он в Киевской духовной академии, окончив которую, в 1706 году принял монашеский постриг с именем Иннокентий и стал монахом Киево-Печерской Лавры. В 1710 году иеромонах Иннокентий был вызван в Москву для преподавания в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1714 году его назначили префектом академии. Он преподавал словесность, гомилетику, нравственное богословие, метафизику и философию. В 1719 году его в числе наиболее образованных иноков по указу Петра I вызвали в Александро-Невскую Лавру и в должности соборного иеромонаха назначили на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле (Таллин). Вскоре он получил новое назначение на должность обер-иеромонаха флота в финском городе Або. Как старший иеромонах флота, он духовно руководил всем духовенством, служившим на кораблях. В 1721 году по указу Святейшего Синода иеромонах Иннокентий был возведен в сан епископа Переяславского и направлен в Русскую духовную миссию в Пекине. 19 апреля 1721 года он отправился в дальний путь вместе с двумя иеромонахами, двумя диаконами, пятью певчими и несколькими служителями и только в марте 1722 года прибыл в Иркутск. Но китайское правительство отказало Святителю во въезде. Причиной тому и неопытность наших дипломатов, и подозрительность китайских властей, и интриги архимандрита Антония Платковского, который сам стремился занять место начальника миссии в Китае. Три года святитель Иннокентий вынужден был провести в городе Селенгинске на границе с Китаем, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения. Неоднократно он обращался в Синод, сообщая о своем бедственном положении: «Где мне главу приклонити и прочее жития моего время окончити...? Прошу покорно о милостивом указе, что мне делать: сидеть ли в Селенгинске и ждать того, чего не ведаю, или возвратиться назад? И чем? — Без указа подвод не дадут. И куда? — Понеже лисы язвины имеют для отдыха, я же по сие время не имам, где главы приклонити. Скитаюся бо со двора на двор и из дома в дом преходящи». Не получая жалованья, Святитель и его спутники скитались со двора на двор, питались подаяниями русских купцов. Когда их приютила братия Селенгинского монастыря, в благодарность они написали для его храмов несколько икон. Единственной отрадой для святого Иннокентия были Богослужения в Селенгинском соборе и в храме Троицкого Селенгинского монастыря. Но вынужденное его Селенгинское «заточение» оказалось важным для проповеди Слова Божия среди местных монгольских племен. Кроме того, Святитель, используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, восполнял недостаток духовенства за Байкалом. В феврале 1725 года из Синода пришел указ, повелевавший Святителю выехать из Селенгинска в Иркутск, где архипастырь поселился в Вознесенском монастыре, и в августе 1727 года получил указ о назначении его правящим архиереем новой Иркутской епархии - епископом Иркутским и Нерчинским. Всего 4 года он был здесь епископом, но плоды его трудов до сих пор сохраняют всенародную любовь к Божьему избраннику. Территория епархии была огромной, и населяли ее многие народности, не просвещенные верой христовой: буряты, монголы, якуты. Не было дорог. Было очень холодно. А Святитель снова не получал жалования и терпел крайний недостаток в средствах, но безропотно терпел такое непочтительное и невнимательное отношение к себе, как настоящий воин Христов. Он никогда не сидел сложа руки: сам чинил свою одежду, шил обувь и одежду и для себя, и для окружающих. На скудные средства Вознесенского монастыря он содержал монголо-русскую школу, подбирал учителей, заботился о книгах, одежде и продовольствии для учеников. Но даже эта бескорыстная любовь и самоотверженное служение поначалу не растопили суровые сердца сибиряков. Епископ Иннокентий жил в Вознесенском монастыре, а служить и решать множество дел нужно было в городе, отделенном от монастыря холодной и туманной рекой Ангарой. Слабый здоровьем Святитель каждый день переправлялся туда – обратно на дощаниках, что, конечно, еще сильнее подтачивало его здоровье, но во всем городе так и не нашлось человека, который захотел бы дать приют своему епископу, поделившись хотя бы комнатой. Святитель долго хлопотал о выделении дома на официальных условиях и все же получил его в самом Иркутске незадолго до своей блаженной кончины. А вот первое жалование придет ему только тогда, когда душа его, потрудившаяся до смерти на благо нашей епархии, была уже в обителях Небесных и не нуждалась ни в чем земном. Смиренное терпение епископа Иннокентия в продолжение его земной жизни тем больше преображало его душу, чем больше скорбей терпели его душа и тело. Сам Господь был его Другом, Утешителем и Помощником, когда люди, по несовершенству сердец их, не были готовы ответить на деятельную любовь Святителя своей любовью и заботой. Но он не унывал, не печалился, потому что настоящая любовь ничего не ищет для себя, но старается отдать все, что имеет. Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания, инструкции и предписания, а также постоянно обращался к прихожанам, наставляя их истинам Христовой веры – как в храме, так и при встречах на улице, когда ему приходилось преодолевать пешком немалые расстояния. Язычников, во множестве проживавших вокруг Иркутска, он обращал к святой Церкви не только семьями, но и целыми стойбищами. Так, из новокрещеных бурят образовалось целое поселение Ясачное. За 4 года служения он увеличил число храмов и монастырей Иркутской епархии на 10, исходатайствовал из государевой казны содержание для своих преемников и средства на сооружение архиерейского дома. Им же были определены границы епархии. Все это встречало немало препонов со стороны светской и церковной властей, но Святитель усердно и терпеливо делал дело, порученное ему Господом.
Святитель учил сибирских иноков усердно соблюдать монашеское правило и сам строго выполнял его. Любил он молиться в пещере, которую выкопал для себя основатель Вознесенской обители старец Герасим, и над могилой старца. По ночам Святитель читал творения святых отцов и часто ночью выходил из своей келлии, направлялся к главному храму Вознесенской обители и молился на него со всех четырех сторон. В своей келейной жизни святой был прост, принимал участие в полевых работах и помогал тянуть сети тем, кто был на рыболовном послушании, а по ночам шил для учеников обувь (чарки). Своими руками посадил в монастыре два кедра. Епископ Иннокентий сам был примером духовной и чистой жизни, и еще при его земном бытии Господь не раз являл чудеса, которые показывали прозорливость и Богоугодность праведного епископа. В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году. По благословению Святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. «Моления,— говорил Святитель,— должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено,— засуха прекратилась. Как-то на день Кирилла, патриарха Александрийского (9 июня), жители селения Фекского просили владыку отслужить у них Божественную литургию. "Хорошо, - ответил владыка, - отслужим. Но только вперед съездим по лету, а назад по зиме". В тот момент селяне не поняли смысла его слов, но на следующий после литургии день выпал такой снег, что владыке пришлось возвращаться в санях. Был и другой удивительный случай, утвердивший всех в том, что владыка был подлинно сосудом избранным, исполненным Духа Свята. Однажды, при совершении крестного хода вокруг города, начался ливень и все промокли до нитки. И только святительских одежд не коснулась ни одна капля! Такие несомненные знаки Божией благодати еще при жизни вызывали любовь и уважение паствы, а по кончине стали основанием к благоговейному почитанию его памяти. Очень любил святитель Иннокентий служить Божественную литургию. До последних дней своей жизни старался он не упускать возможности здесь, на земле, соединиться со Христом. В последний раз совершал он Божественную литургию в день Покрова Пресвятой Богородицы и затем в воскресный день 3 октября. После этого уже не вставал. Болезнь то усиливалась, то отпускала. В минуты ухудшения здоровья владыка созывал братию и благодарил за любовь и попечение, дарил на память кое-что из своих вещей, а тех, кому подарков не хватило, обещал одарить при первом укреплении сил. Очень скорбел владыка, что оставляет Вознесенский храм в неисправном состоянии и не раз говорил, что если бы положили ему жалованье, то первую тысячу рублей употребил бы он на построение каменной церкви. В четверг 25 ноября святителю стало совсем тяжело. Братию и всех городских священников он просил молиться о себе и отслужить после литургии параклис. В субботу 27 ноября 1731 году в седьмом часу утра Господь навеки упокоил святителя. Но и после кончины смиренному епископу пришлось потерпеть недостойные поступки окружающих. О кончине владыки было доложено вице-губернатору Жолобову. Вице-губернатор, человек корыстный и жадный, отобрал не только все имущество владыки, но и часть монастырского достояния. У братии не осталось возможности не только похоронить святителя Иннокентия, но даже и литургию невозможно было совершить за неимением вина. И только после настойчивой просьбы Жолобов выделил на погребение святителя триста рублей, запретив при этом впредь обращаться к нему. Вскоре после кончины епископа Иннокентия его обидчики попали в суровые испытания: архимандрит Антоний (Платковский), униженный и избитый в Пекине иноверцем Лангом, в узах был провезен мимо Вознесенской обители в Петербург. Там его лишили сана и просадили в заключение. Спустя время вице-губернатору Жолобову по приговору уголовного суда в Петербурге была отрублена голова. Оба события тогда поразили промыслительностью всех, даже самых неверующих сибиряков. В 1764 году во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви тело Первого епископа Иркутского было обретено нетленным. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к Святителю. Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению святителя Иннокентия в 1800 году. С 1804 года установлено празднование его памяти по всей России 26 ноября, так как в день преставления совершается празднование иконе Божией Матери «Знамение». После революции, в 1921 году, мощи святителя снова подверглись испытаниям: были изъяты представителями советской власти и вывезены в неизвестном направлении. Оказалось, что в тридцатые годы мощи проделали дальний путь: сначала в Москву, а затем в Ярославль - в музей атеизма, откуда в 1991 году, после долгих поисков, были возвращены с почестями в город Иркутск и до сих пор хранятся в Знаменском женском монастыре. Первый иркутский святитель Иннокентий (Кульчицкий) имел дар искренней веры и неиссякаемой любви к Богу и людям, которой он, как добрый пастырь, щедро делился со всеми. Он шел за Христом верно, терпеливо и кротко и видел в этом смысл своей жизни. Он ревностно исполнил свое служение, чем заслужил особую милость Божию, став святым заступником нашего сибирского края. Святителю отче наш Иннокентие, моли Бога о нас! Дни памяти святителя Иннокентия (по новому стилю): 9 декабря (день преставления святителя Иннокентия (Кульчицкого) 22 февраля (первое обретение мощей) 2 сентября (второе обретение мощей) *** А перед тем, как отправиться в Вечность, Будет примерка на человечность. Все мы друг у друга портными случимся: Что накроили - в то облачимся. Только не плачьте! Пожалуйста, верьте: Мы не нагими достанемся смерти. Тело оставив, наденем одежды Из милосердия и надежды. Шейте друг другу наряды из ласки, Красьте любовью их в яркие краски. Ближним тепла не жалея и хлеба, Не для земли шейте ризы - для Неба. Путь свой земной, как стежки, совершая, Шейте для Вечности, телом ветшая, Шелком добра, не линялым вовеки - В жизнь облачайтесь душой, Человеки! (Стихотворение Ирины Вязовой - Быковской)
Автор: Пресс-служба Братской епархии
—
Последнее изменение:
2018-12-09 14:02
Операции с документом |
|