Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

 
Вы здесь: Главная / Новости / 2018 год / Декабрь 2018 / Введи меня в храм Твой, Господи!

Введи меня в храм Твой, Господи!

Христианин 21 века – о путешествии во времени на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Введение

Каждый церковный праздник, да и каждая церковная служба, – это удивительное путешествие во времени: оживают события, произошедшие  более чем две тысячи лет назад, каждое слово и символ службы переносит тебя в реальность давнего прошлого, и в то же время ты понимаешь, что все здесь обращено и лично к тебе. Две параллельных реальности, пересекающиеся в Духе…

Священное Предание доносит до нас историю, которая произошла в этот день в Иерусалимском храме и связала воедино прошлое и будущее, Ветхое и Новое. Казалось бы, что тут удивительного: родители привели в храм трехлетнюю девочку, и она бодро преодолела высокие ступени храма и вошла в Святое Святых? И нас когда-то родители привели крестить, и мальчиков вносили в алтарь, а девочек – к алтарной иконе Богородицы. О чем говорит нам этот праздник? Чем он задевает святое святых любого человеческого сердца?

Каждый, кто сейчас называет себя христианином, конечно, знает, что удивительное событие произошло в Израиле времен правления чужеземца Ирода и гнета римлян – время очень непростое во всех отношениях. Что необыкновенная девочка, которой суждено стать Матерью Самого Бога, родилась у бесплодных благочестивых родителей Иоакима и Анны по их горячим молитвам после 50 лет смиренного супружества, и в благодарность Богу супруги дали обет посвятить ее на служение Господу.

Город Назарет, в котором родилась Мария, отстоял от Иерусалима, где находился храм, в трех днях пешего пути. Сюда приходили для молитвы из всех городов, невзирая на расстояние, приносили дары Богу. При храме жили священники и те, кто на определенное время дал обет служения Богу – назореи. Они выполняли посильную работу, получая пропитание, не употребляли спиртных напитков, не стригли волос. После окончания срока обета они приносили жертву Богу и возвращались к своим семьям.

Иногда обет назорейства приносили  за своих детей родители, особенно если  о появлении этого ребенка они долго и горячо молились – так случилось и с Девой Марией.

Праведная Анна с младенчества воспитывала свою Дочь в чистоте, благоговении и любви к Богу. Святые отцы Церкви упоминали, что юная Мария «младенчествовала плотью, но была совершенна душою» и, несмотря на юный возраст, сама стремилась исполнить родительский обет.

Спустя 3 года обет был исполнен. Священное Предание рассказывает, какое великолепное шествие сопровождало Отроковицу Марию из Назарета в Иерусалим в течение трех дней.  Сначала шли с зажженными свечами девочки, которые всю дорогу благоговейно пели псалмы Давида. За ними двигалась одетая во все самое лучшее юная Богородица, которую вели за руки любящие родители, и замыкали шествие родные и знакомые. Конечно, родители очень любили свое долгожданное Чадо, но они отдавали Дочь Самому Дорогому – Господу. Это было лучшее, что они могли сделать для Нее.

Вот и Иерусалимский храм. Он был восстановлен после Вавилонского плена, несмотря на то что размерами уступал храму Соломона. Но в нем уже не было Ковчега Завета – главной святыни иудейского народа, хотя пророки предрекали, что скоро «внезапно придет в Церковь свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы ждете». А сейчас храм был пуст в ожидании святыни.

Священники, во главе с первосвященником Захарией – будущим отцом святого Пророка Иоанна Крестителя, -  с пением псалмов и зажженными свечами вышли навстречу приближающейся процессии.

Чтобы войти в храм, нужно было подняться по 15 высоким ступеням, на каждой из которых священники пели особые «степенные» псалмы, входя в храм для совершения служения.  Преодолеть такие ступени трехлетнему ребенку было очень непросто, но Мария сделала это легко и без посторонней помощи.

Более того, первосвященник Захария, по внушению свыше, позволил ей войти за первую и вторую завесу – во Святая Святых, куда не только никогда не ступала нога женщины, но и сам первосвященник входил только один раз в год, после продолжительного поста и молитвы, в день очищения с жертвенной кровью за себя и за грехи народа.

В пустующее Святая Святых ветхозаветного храма вошла Дева Мария и стала Новым Храмом, который избрал для Себя Господь: «Пречистый храм Спасов, многоценный Чертог и Дева, священное Сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень…» (Кондак Праздника). Отныне храмом Божиим стал сам человек – то есть и каждый из нас тоже.

Как это стало возможным? Верность Богу родителей Девы Марии, Ее самой, их молитвенное единение с Господом, их выбор Божьего как главного в жизни, несмотря на все тяготы, скорби, поношения и личную привязанность сделали возможным единение Бога и человека. В лице Девы Марии весь род человеческий идет навстречу Богу с доверием Его Божьему промыслу и с желанием благодарно послужить Ему своей жизнью – дарами, которыми от Него и получили.

Сегодня, сквозь призму временного расстояния, я, человек 21 века, наблюдая Вхождение в храм юной Девы Марии, не могу не задать себе вопрос: «А вошел ли в храм Господень я?»

Нет, не в то церковное здание, которое так близко от моего дома и где я время от времени бываю на службах и даже причащаюсь. Вошел ли я так, как показала мне Пресвятая Богородица: с любовью, с желанием послужить, в чем я находил бы главную радость своей жизни?

Уж конечно, моя будничная жизнь с кредитами, холодильником, автоматической стиральной машиной и регулярной зарплатой, которой мне всегда не хватает, не труднее жизни святых родителей Девы Марии. Проблемы с курсом доллара, международными взаимоотношениями и братьями-славянами не сложнее жизни в Израиле времен Девы Богородицы. Разногласия с коллегами, домочадцами и соседями вряд ли обиднее поношений за бездетность Иоакима и Анны.  Деньги на свечку и 10 или 50 рублей, которые я изредка подаю мерзнущему в мороз возле храма просящему человеку едва ли сопоставимы с милостыней праведных Богоотец, которые все свои доходы делили на 3 части: на жертву Богу, милостыню и только треть оставляли для себя…

И, с горечью отвечая на эти вопросы, я со страхом и трепетом задаю себе главный вопрос: «Люблю ли я Тебя, Господи, если живу так, как живу?».

А на праздничной Литургии читается Евангелие, положенное на Богородичные праздники – о Марфе и Марии (Лк. 10; 38-42). Вечный выбор: «Ты заботишься и суетишься о многом» - «Мария же благую часть избра…».

Сейчас я выйду из храма и вернусь к своим проблемам, кредитам, карьере, высоким ценам на бензин и продукты, маленькой пенсии и большой квартплате, устройству ребенка к приличному репетитору для поступления в приличный вуз… А Мария «..благую часть избра».

И дальше, когда женщина из народа восклицает о «блаженном чреве», взрастившем Господа,  и питавших Его сосцах (Лк. 11; 27), Ты снова сквозь время посмотришь на меня и скажешь всем и мне лично: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11; 28).

Чем оправдаюсь пред Тобою, Господи? «Верую, Господи, помоги моему неверию!» (Мк. 9; 24). Введи меня в храм Твой, помоги мне войти!

Пресвятая Дева Богородица усердно готовилась к Вхождению в храм для служения Господу, пребывая в молитве, несмотря на юный возраст. Уже находясь в храме, Она также продолжала работать над усовершенствованием своей души, чтобы единение с Богом стало возможным. Она пребывала в молитве, кротости, послушании и рукоделии все 11 лет пребывания в храме. Она приняла скорбную весть о кончине родителей и всецело отдала себя после в руки Божии. Она смиренно приняла Благую весть Благовещения, вошла под кров Иосифа Обручника, стала Матерью Господа и безропотно несла все испытания в жизни, вплоть до пребывания у Креста Христа Распятого.

Как многому нужно мне научить свою душу, глядя на пример Пресвятой Богородицы, показавшей путь к Богу каждому человеку!

Сейчас Рождественский пост – все мы ожидаем праздник Рождества Христова, и это время – самое благоприятное, чтобы приготовить свою душу для Встречи с Рожденным Младенцем, сделать ее вертепом для Господа.

Но прежде нужно преодолеть хотя бы «15 ступеней», подняться чуть выше от земли – к храму. Молитва, дела любви и милосердия и чтение духовной литературы могут помочь преодолеть это расстояние, стать «новой ступенькой» к новому духовному состоянию.

Сегодня мы предлагаем Вам ступеньку, которая много лет назад оказалась важной для будущего епископа Братского и Усть-Илимского Максимилиана. Он делится с Вами  своими впечатлениями о книге, которая открыла для него радость жизни в послушании промыслу Божию. Видео можно посмотреть по ссылке https://bst.bratsk.ru/news/35405

 

 

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2018-12-06 01:26

Операции с документом