Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

 
Вы здесь: Главная / Новости / 2019 год / Январь 2019 / Диакон Михаил Леднев «Молодежь: свобода и ответственность»

Диакон Михаил Леднев «Молодежь: свобода и ответственность»

Диаком Михаил ЛедневОтец Михаил – молодой диакон храма Всех святых в земле Российской просиявших города Усть-Илимска. Он служит в сане около полутора лет и очень любит свое служение. Помимо этого, есть у отца Михаила и свое послушание – он является помощником благочинного по вопросам религиозного образованию и катехизации на территории Усть-Илимска и района, а также несколько лет работает вожатым – волонтером в детском летнем православном епархиальном лагере «Одигитрия». Поэтому в преддверии Московских Рождественских чтений нам показались интересными его рассуждения о воспитании подрастающего поколения, и мы радостно делимся с вами нашей находкой.

Светскому человеку довольно часто православная вера видится как некий свод запретов и ограничений, что приводит к возникновению стереотипов, например, о том, что различие между человеком верующим и неверующим - это различие между человеком, скованным догмами, и человеком свободомыслящим. В действительности же все ровно наоборот: верующий человек обладает всеми теми же знаниями, что и человек неверующий, но помимо этого у него есть и иной опыт. Очень важно отметить, что вера - это именно принципиально новый опыт. Верующий человек, живя в том же самом мире, что и человек неверующий, мыслит иными категориями, видит иные причины и следствия разных событий, а соответственно и по-другому воспринимает явления окружающего мира.

Многими современными людьми термины "свобода" и "ответственность" воспринимаются как антонимы. Однако в жизни мы зачастую наблюдаем обратное: человек, который позволяет себе абсолютно все, очень скоро становится зависимым от самых разных вещей. Здесь речь может даже не идти о таких вещах, как алкоголь или наркотики, но даже такие естественные потребности, как пища или обеспечение собственной безопасности, от переизбытка могут обратиться болезненными зависимостями, или, говоря языком церковным, страстями. Греховная страсть, в духовном смысле, есть паралич воли человека, когда уже не он, но страсть руководит его действиями. Таким образом, мы видим, что вседозволенность и чрезмерное пресыщение чем бы то ни было ведет не к свободе, а к самому настоящему рабству, рабству греху. Такие выводы может сделать любой человек, наблюдая окружающую его действительность. Христиане же всегда об этом знали, ибо еще Христос сказал: "всякий, делающий грех, есть раб греха" (Ин 8:34), здесь же Он говорит и о свободе: "если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин 8:31-32). Все это еще и еще раз подтверждает, что истинная свобода возможна только во Христе.

Человек, как часть общества, в котором он живет, несет некоторую ответственность, выражающуюся в определенных обязанностях. Одна из самых важных обязанностей – воспитание молодого поколения.

Родители современных детей оказываются в некой прострации: поколения советской эпохи воспитывались в коммунистическом духе. При всех минусах подобного воспитания, по крайней мере, было достаточно ясно, кто мы и для чего живем; для людей современного общества данные вопросы остаются открытыми, а значит, не до конца ясны и вопросы, касающиеся системы их ценностей. 
В этой связи сейчас родители зачастую не могут ни управить жизнь своих детей, ни уберечь их от зла. По долгу службы в центре реабилитации алко- и наркозависимых приходилось беседовать с родителями наших подопечных, они жалуются, рыдают, мучаются и не знают, что им делать со своими детьми.

Когда мы читаем жития святых, то удивляемся тому, как в праведных семьях построено воспитание детей: все мудро, с любовью и без излишеств. Как же и нам достичь этого? С чего надо начинать? А начинать нужно заблаговременно, когда ребенок еще не родился. Если молодой человек избрал путь не монашества, а семейной жизни, то он должен молиться, чтобы Господь послал ему супругу кроткую, мирную, добрую, верующую, трудолюбивую. И девушке парня следует выбирать не по каким-то внешним "параметрам", поскольку если выбирать внешнее, то внешнее и получим, а выбирать нужно по христианским добродетелям. В поведении человека, даже в молодости, всегда можно заметить его наклонности: есть ли у него стремление к добру, желание творить волю Божию, почтение к старшим, и в первую очередь, к своим родителям, а также то, какие у него друзья.

В православном понимании семья – это малая церковь, а значит, брак служит для возрастания людей в любви, чтобы супруги учились друг перед другом смиряться, тем самым возводя друг друга к большей высоте духовной. Поэтому семейная жизнь - это не борьба за первенство, кто будет другим командовать и распоряжаться, а как раз наоборот – это соревнование, кто больше друг другу послужит, кто большим пожертвует ради другого. Сегодня очень часто мы видим обратное. Современные семьи потому и распадаются, что люди не знают, на чем строится брак.

Все это имеет прямое отношение к воспитанию подрастающего поколения. Главное, что нужно усвоить: дети учатся не на наших словах, они учатся на наших поступках. Поэтому если супруги хотят, чтобы дети у них были благочестивые, им самим нужно в браке жизнь проводить целомудренно: в храм нужно ходить, не читать дурных книг, не смотреть дурных фильмов, потому что все это отражается на будущем ребенке. Современная медицина доказала, что ребенок, находящийся в утробе матери, уже слышит, что происходит снаружи. Мы же это и раньше знали из Священного Писания. Традиционно накануне праздников Пресвятой Богородицы, на Всенощной, читается отрывок из Евангелия от Луки о том, как Иоанн Предтеча взыграл во чреве Елисаветы, как только к ней приблизилась Мария. Еще не рожденный, он уже чувствовал благодать Сына Божия. И Сергий Радонежский трижды вскричал в утробе матери во время Божественной Литургии, потому что тоже ощущал Божию благодать.

К сожалению, зачастую нас окружают уродливые дома, уродливые улицы, уродливые людские отношения, а мы все это зло впитываем в себя и сами ему служим. Что же удивительного, что дети рождаются не вполне духовно здоровыми? Жизнь детей отягчается абортами, которые совершили родители, и пьянством, и руганью, и злобой. Когда ребенок растет в такой атмосфере, может ли он вырасти в добрый плод? Если мы, например, возьмем самый лучший сорт яблони, посадим ее в глину, вместо удобрения будем кислотой поливать, рвать на ней листья и ломать ветви. Можно ли с нее яблок дождаться? Едва ли. Она если и вырастет, то кривая и неказистая, и развиваться будет с большими трудностями.

Апостол Павел сказал, что женщина спасается чадородием. Но родить еще не достаточно, нужно прежде всего думать о будущем своих детей, глядя еще только на колыбель, каждый день ломать голову: что же будет с этим младенцем? Каким он вырастет? Чему его учить? Какие книги читать? Это одна из самых важных задач, очень трудная и ответственная. Мы же частенько стараемся от наших детей удалиться, пытаемся их отдать другим: бабушкам, дедушкам, в детский сад. Вот и получается то, что получается. И никто в этом кроме нас самих не виноват.

Но неужели и исправить ничего нельзя? Можно. Господь в Евангелии говорит: "если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему" (Мк. 9:23), ибо "невозможное человекам возможно Богу" (Лк. 18:27). Несмотря на то, что будущее ребенка закладывается еще до его зачатия, а самый важный период жизни – нахождение в материнской утробе и последующие четыре года его жизни, мы всегда можем постараться наверстать упущенное. Если взять пример с той же яблоней – прекратим поливать ее кислотой и ломать ветви, начать окучивать и удобрять землю, стараться ограждать ее от непогоды, прививать к ней добрые сорта, иными словами – очень много потрудиться; возможно, пройдет лет восемь или десять и начнут появляться плоды.

Конечно, лучше чтобы сразу росло так, как это заложено Богом. Всегда лучше сразу строить, чем потом перестраивать, и ремонтировать всегда труднее, чем сделать заново. Многое мы упустили, и из-за этого приходится страдать и мучиться, но надо усугублять свою молитву за детей и знать, что Господь нас слышит и на молитвы наши будет ответ. "Но сколько же можно молиться? Почему Господь медлит?" – спросят некоторые. Он не медлит. Своей молитвой мы должны восполнить все то зло, что причинили своим детям: все бессонные ночи, которые мы спали, все труды, которые мы не делали – все это нам вернется, и мы, глядя на духовный распад своих детей, будем подвигать себя на труд, теперь уже молитвенный. Господь попускает человеку скорби, чтобы спасти его, эти скорби человека воспитывают. Поэтому, собираясь вступать в брак, будущие супруги должны задуматься, как стать христианами? Тогда их дети будут знать, для чего они здесь, к чему им нужно стремиться, а также будут воспитываться в любви, заботе и послушании родителям.

Почему многие дети выходят из повиновения? Потому что им не хватает любви, и они ищут ее на стороне. А если в семье атмосфера любви, то ребенок не бежит из дома, он, наоборот, стремится домой. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Каждому хочется, чтобы его любили. Ведь ребенка обмануть нельзя: сколько бы его по голове ни гладили, он всегда поймет, искренне это или нет. Какой учитель в школе ему нравится? Тот, который любит. А тот, который не любит, даже если он очень умный, деткам не нравится, и предмет его им не нравится. Любовь должна быть, без нее ничего не достигнуть. А чтобы ее приобрести, нужно сначала делать дела любви, потом и она постепенно со временем появится.

Когда ребенок рождается, мы не всегда к этому готовы, но нужно понуждать себя на труд, а потом, приобретя опыт и войдя во вкус этого удивительного и высокого ремесла – воспитания детей, мы обретем и самое выдающееся делание на земле, и счастье, и покой, и спасение.

по материалам епархиального журнала «Врата»

 

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2019-01-19 20:36

Операции с документом