Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Аналитика
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном акте, посвященном 10-летию Поместного Собора и интронизации Его Святейшества 2019-02-01
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на VII Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе РФ 2019-01-30
Митрополит Волоколамский Иларион: Константинопольский Патриарх утратил свое первенство во Вселенском Православии 2019-01-28
Рекомендации по работе в социальных сетях для епархиальных и приходских информационных служб 2019-01-16
Церковь помогает людям. LIVE 2019-01-14
Митрополит Волоколамский Иларион: Не разрыв евхаристического общения, а легитимизация раскола является неприемлемой 2018-12-20
Святейший Патриарх Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с посланиями в связи с состоявшимся в Киеве «объединительным» псевдособором 2018-12-20
 
Вы здесь: Главная / Новости / 2019 год / Январь 2019 / Проповедь иерея Виталия Казанцева в день святителя Василия Великого

Проповедь иерея Виталия Казанцева в день святителя Василия Великого

Божественная литургия в Свято–Троицком храме г. Железногорска-ИлимскогоВо имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Братья и сестры, поздравляю Вас с праздником! Сегодня мы отмечаем память святителя Василия Великого. Опуская подробности его жизни, о которых, надеюсь, Вы узнали самостоятельно из чтения его житий, скажем лишь о некоторых важных вещах. Обратим наше внимание на то, что время жизни святителя (330-379гг.) и время его святительского служения (с 364г) – время особенно примечательное в истории христианства. Совсем недавно (в 325 году) прошел Первый Вселенский собор в Никее. Однако, ввиду различных причин, Никейская вера не распространилась в новообразованной Византийской империи повсеместно. Вскоре после событий 325 года многие епископы усомнились в правильности принятого решения, усомнились в истинности принятого на соборе термина единосущный (по-гречески омоусиос), и кто-то под влиянием политиков, кто-то по личным соображениям, (считая термин единосущный уклонением в другую ересь – савеллианство, потому что старшее поколение участников Никейского собора помнили Антиохиский собор 269 года, когда термин единосущный был осужден) стали уклоняться в полуарианство. В общем, опуская подробности, споры о Божественной природе Господа нашего Иисуса Христа после Никейского собора не утихли. Более того, Собор 325 года в Никее в какой-то степени эти споры подстегнул. Споры эти усилились до такой степени, что разговоры о Природе Иисуса Христа велись практически везде, на каждой улице, на каждом перекрестке. Не только люди образованные, священнослужители и богословы, но даже люди без специального образования, повара в столовых, ремесленники в мастерской, торговцы на рынке дерзали толковать слова Священного Писания о Божестве Господа нашего Иисуса Христа. Каждый считал важным завести разговор на эту тему и считал правильным понимать Писание по собственному разумению.

В условиях, когда Церковь совсем недавно вышла из разряда гонимой и богословская мысль не успела еще как следует развиться любая новообразовавшаяся ересь быстро находила себе широкий круг сторонников, а в последствии и повсеместное распространение. В это нелегкое для христианства время Господь даровал Церкви великого защитника Православной Истины в лице святителя Василия. Как сказано в одном из современных предисловий к трудам святителя «это был человек необычайной энергии, твердой воли, готовый для блага Церкви на самопожертвование. В борьбе с ересями он был непреклонен. В деле помощи бедным и в утешении угнетённых и обиженных – щедр и любвеобилен. Его молчание было благородно, беседы – гениальны. Наименование "Великий" дано ему за великую творческую деятельность на благо Церкви». О стойкости святителя можно судить по событиям 371 года, когда арианствующий император Валент совершал путешествие по Малой Азии с целью склонить епископов на свою сторону. Многих удалось склонить к арианству подкупами, уговорами, угрозами или силой, но все эти методы оказались безуспешными против святителя Василия Великого. Вначале император отправил к Василию своего перфекта Модеста, наделив последнего самыми широкими полномочиями. Никакие угрозы разорения, изгнаний и пыток не имели воздействия на святого. «Все это – сказал Великий Святитель – ничто для меня. Тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, которые составляют все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором я живу теперь, не моё, и всякое, куда меня ни кинут, будет моё. Лучше сказать, везде Божие место и везде я буду странником и пришельцем. А мучения что могут сделать мне? – я так слаб, что только первый удар будет чувствительным. Смерть же для меня благодеяние – она быстрее приведет меня к Богу, для которого живу и тружусь, к Которому стремлюсь». Модест был сражен такими словами святителя и вернулся к императору со словами: «Император, мы побеждены епископом Кесарийской Церкви. Он стоит выше угроз, слишком тверд для доводов, слишком силен для убеждений». Попытки отправить к Василию областного начальника Терентия и личный приезд императора Валента в Кесарию на праздник Крещения в 372 году не увенчались успехом для Арианства. Император был сражен величием совершавшегося богослужения, благолепием Кесарийского храма и, главным образом, величаво-кротким видом и поведением святителя Василия Великого. Тогда же заболел сын императора Галат, который был исцелен по молитвам святителя. В итоге император оставил попытки склонить Василия к арианству. Вот так кротость святителя, соединенная с глубокой верой и стойкостью, победила сильных мира сего.святитель Василий Великий

Пример жизни Василия Великого очень важен для современных поколений православных христиан. Потому что, братья и сестры, сейчас мы живем во время очень сильно похожее на ту эпоху в которой жил святитель. Мы давно уже не живем в православном государстве и являемся свидетелями религиозного и духовно-нравственного вакуума, который образовался в сердцах наших соотечественников в годы коммунистического правления. Сейчас, как и во времена святителя, наше общество стало многополярным в смысле религиозном. По причине образовавшегося духовного вакуума любая ересь, любое ложное учение, любая идеология находит своих сторонников и повсеместное распространение. Рядом с нами живут и мусульмане, и протестанты, и буддисты, и различные секты. И это касается не только больших городов и областных центров. Но такая же солянка из различных религий присутствует практически в каждом небольшом городке. И в нашем городе, как вы уже наверное слышали, существует довольно сильная, крепкая и сплоченная община мусульман. Даже в серьез ставится вопрос о строительстве мечети. Мы давно уже не живем в однородном религиозном обществе. Хотим мы того, или нет, но нам православным придется сосуществовать с представителями разных религий, конфессий и сект.

И такое положение вещей требует от современных православных христиан тех самых качеств, которыми обладал Святитель Василий: необычайной энергии, твердой воли, богатой эрудиции, готовности к самопожертвованию, крепкой веры и сильной любви ко Христу. Важно стяжать эти качества как никогда, чтоб выстоять и умело, тактично, без гнева, с кротостью, настойчиво, но ненавязчиво, с разумной ревностью, грамотно, без осуждений и оскорблений в адрес инакомыслящих свидетельствовать об Истине, той Истине, которая в абсолютной полноте содержится только в Православной Церкви. Мы, как хранители Истины, должны являть ее миру, являть не только в слове, но и в жизни. В соответствии с требованиями Истины должны открывать миру красоту христианских добродетелей. Свет наших добродетелей должен сиять перед людьми, и в глазах всего мира мы должны представать чистыми, непорочными, трезвыми, сдержанными, миролюбивыми, милосердными, кроткими, смиренными и, в тоже время, мужественными, стойкими, непреклонными ко всякого рода лжи. Будем бегать, братья и сёстры, всякого греха; пустых споров и празднословий, порождающих разделения, будем удаляться. Потому что все великое начинается с малого. И любое большое разделение всегда начинается с малых каких-то разговоров и недовольств. И то разделение, которое сейчас случилось на Украинской земле, тоже имело под собой основание. И если вчера лишь некоторые позволяли себе высказывать осуждения в адрес церковной иерархии, или какие-либо кривотолки по поводу принятых нашей Русской Православной Церковью документов, и подобные голоса раздавались за церковной оградой, то сегодня мы сталкиваемся с тем, что внутри церкви некоторые позволяют себе критиковать соборно принятые документы. А сохранить единство сейчас важно, как никогда. И единство оно тоже начинается с малого, здесь внутри церковной общины. Между собой важно явить любовь и согласие. Не допускать обид, ссор и каких-либо нестроений. Поддерживать друг друга в скорбях и радостях. Чтобы наше вхождение в Церковь не ограничивалось только общей молитвой, после которой все разошлись, и мы не знали даже брата или сестру, которые рядом с нами стояли на службе. А может у кого-то из наших прихожан скорбь, или несчастье, и если мы знаем об этом, то не будем ограничиваться лишь сочувствием. Пусть те общие дела, которые мы делаем здесь на приходе, те цели, которые мы здесь преследуем, вообще все то, чем наш приход живет и дышит, станет для каждого чем-то личным и важным. И внимая словам святителя Василия Великого, который призывал отличать важное от второстепенного, отбросим все второстепенное и незначительное. Аминь!

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2019-01-18 13:18

Операции с документом