Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

 
Вы здесь: Главная / Новости / 2019 год / Март 2019 / Что есть истина, а что – заблуждение

Что есть истина, а что – заблуждение

Проповедь епископа Максимилиана в Неделю Торжества Православия в соборе Рождества Христова города Братска

Проповедь епископа Максимилиана в неделю Торжества Православия в соборе Рождества Христова города БратскаДорогие отцы, братия и сестры, поздравляю вас с праздником торжества православной веры. Сегодняшний день так и называется – Торжество Православия. Воспоминание о том событии, когда в 843 году в первое воскресенье Великого поста был отслужен торжественный молебен, на котором все ереси были осуждены и приданы анафеме. И до сих пор каждый год Церковь чтит эту молитвенную традицию, показывает, что есть истина, а что – заблуждение.

Сегодня мы с вами так же пропели Вечную память тем, кто уже ушел из этой земной жизни, потрудившись больше многих, и пропели Многая лета всем ныне здравствующим защитникам Православия, на которых сейчас возложена забота о чистоте нашего Церковного Учения.

На VII Вселенском соборе восторжествовал догмат иконопочитания. По сути, это вершина, итог нашего богословия. Позади остались все яростные догматические споры, и икона твердо выразила, что Христос – Человек, Богочеловек. Сегодня, смотря на икону, мы понимаем, что это торжество нашей веры, свидетельство нашей веры. Если Христос не человек, то вера наша тщетна, то мы сами никогда не спасемся, никогда не будем в блаженной Вечности. Но Христос как раз – первенец из мертвых, Он ведет нас за Собой и показывает нам всю истину нашей веры, истину Воскресения из мертвых.

В Ветхом завете, действительно, было запрещено изображать Бога, потому что Бог Ветхого завета – Бог-Творец: невидимый, непознаваемый, необъятный. Невозможно было Его изобразить. Любое изображение было бы ложным, уводило бы от истины.

Христос родился и стал Боговоплощенным Человеком.

Понимая все величие нашего Учения, понимая его суть, мы не должны расслабляться. Мы не должны суетой выхолащивать нашу веру. Мы не должны охлаждаться, иначе в нашу жизнь приходят скорби, искушения, в том числе отклонения и ереси.

Во многом началом иконоборческой ереси стало неправильное отношение к иконам.  Когда содержание и смысл иконы отвергается, то святые иконы почитают как идолов. Иконы встали на место Бога: бывало, что краску со святых икон соскабливали и добавляли в Причастие, чтобы Причастие было «более благодатным». Понятно, что такие суета и искажение приводят к периоду очищения Церкви. Господь попускает, чтобы Церковь пострадала и очистилась - и более ста лет верующие люди страдали от нечестивых императоров, борясь за иконопочитание.

Для нас подобная опасность - исказить смысл веры и навлечь на себя невзгоды - существует. Когда мы призваны ко спасению, но все-таки растворяемся в земных попечениях о самых простых насущных вещах и просим Бога о том, что для жизни нашей души совсем не нужно, то эта опасность рядом.

Апостол Павел говорит: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни»  (Рим.6; 3-4).  Тогда наша жизнь становится нечувствительной к греховным стремлениям этого мира и оживает в стремлении к Богу. Именно в таком состоянии нужно себя содержать.

Мы должны умереть для земного и воскреснуть для Небесного, повторяя подвиг Иисуса Христа, потому что Он сначала был распят, а затем Воскрес. Апостол Павел призывает: «…свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр.12; 1-2). К этому мы должны стремиться, чтобы освятиться. Видя на иконе Образ Иисуса Христа, мы должны в этом Образе видеть и себя, потому что Господь хочет, чтобы мы стали такими. И мы можем такими стать и так же взойти на Небо и быть одесную Бога (Мк. 16; 19).

Поэтому и почитаются иконы святых. Они показывают нам пример: есть люди, которые стали подобными тому, какими Господь хочет нас видеть. Потому они и называются преподобными – то есть очень похожими на Христа. К этому нам нужно стремиться.

Каждый час и каждый день нашей жизни должен быть осмыслен. И тогда, наверное, сегодняшний праздник можно будет называть Торжеством Православия и в личном плане. Мы готовимся к Великому посту, настраиваемся, что-то обещаем себе, что-то обещаем Богу, вступаем в этот пост, проводим в сугубой молитве его первую седмицу, увенчанную этим праздником, – и собираем в сердце своем ее плоды. Если мы старались все это время приподниматься над своей суетой, ходили в храм, читали Священное Писание, стремились больше молиться, не досаждать своим ближним, украсить вниманием и добротой чью-то жизнь – мы чувствуем радость и ликование в сердце своем, настоящее Торжество Православия от радости жизни с Богом.

Пусть же Торжество Православия будет напоминать нам не только об исторических событиях и духовных победах наших благочестивых предков, но и будет нашим личным торжеством веры и духа. Наша жизнь – это наш путь подражания Христу, наша борьба. И тот Образ, к Встрече с Которым мы так стремимся, мы видим сегодня на иконах – Господь Иисус Христос, Богочеловек. Он ведет нас за Собою, благословляет нас, во всем помогает и надеется на нас. 

Да благословит вас Господь.

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2019-03-18 00:04

Операции с документом