Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

 
Вы здесь: Главная / Новости / 2019 год / Март 2019 / «Пост – это весна сердца»

«Пост – это весна сердца»

Проповедь епископа Максимилиана в Прощеное воскресенье в соборе Рождества Христова города Братска

Прощенное воскресениеПост – время особенного состояния души. Он издревле был дан человеку для того, чтобы он мог изменить свою жизнь: люди накладывали на себя сугубый пост, чтобы получить прощение за свои прегрешения или обратить Божие внимание на свое моление о чем-либо.

Из Священного Писания нам известно, что посты существовали еще с дохристианских времен: пророка Моисея, пророка Илии, ниневитян, которые молились и постились, чтобы Господь не покарал их город. Но самый главный пример – это пример сорокадневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Именно это пост взят нами за образец.

В первые века христианства, когда Церковь была еще не признана и гонима, не было жестких постановлений для всех христиан. Известно, что обязательно все постились только последние два дня перед Пасхой, но позднее, когда прошли Поместные и Вселенские Соборы, было принято решение поститься перед Страстной седмицей и Пасхой в течение сорока дней, подражая подвигу Христа Спасителя и следуя за Ним еще в Страстную седмицу.

Как тогда постились? Постом называлось не просто воздержание от скоромной пищи. Постом было либо полное невкушение пищи, либо вкушение очень скудной и простой пищи (хлеб и вода или невареные овощи) один раз в день вечером. Это было нужно для того, чтобы творить духовные подвиги, потому что тело берет свое в человеке через обильную пищу, через поиски развлечений – и невозможно душе жить той жизнью, какою она хотела бы и к какой призывает нас Церковь – жизни духовной, светлой, тонкой, в любви, тишине и смирении. Именно эти три качества самые главные в жизни во время Великого поста.

Сегодня мы будем совершать Чин прощения. История этого Чина также уходит в древность. В палестинских монастырях монахи уходили на 40 дней поста в пустыню, в безвестность. Они и сами могли не вернуться обратно, и могли не застать в живых по возвращении тех больных и пожилых монахов, которые оставались в монастыре, и поэтому все обязательно просили друг у друга прощения.

Эта традиция прижилась на Руси, потому что человеку нужно какое-то моральное укрепление, некий барьер между его обычной жизнью и жизнью, в которой душа будет уже трудиться по-настоящему. И воодушевление, которое русские люди получали в Прощеное воскресенье, позволяло вступать в Великий пост с большим запасом сил духа. Говорят, что дети у своих родителей испрашивали прощения с земным поклоном, а в ответ родители отвечали поклоном поясным, прощая друг друга за грехи. И даже на улицах городов и сел все просили друг у друга прощения, даже если и не знали этого человека, - настолько велико было их воодушевление начать другую жизнь: чтобы сердце очистилось, чтобы душа очистилась, чтобы была возможность трудиться над собой.

Пост должен быть настоящим. Не подражанием чему-то, не каким-то суррогатом, не какой-то частностью – должна быть усвоена самая главная суть: мы должны измениться. Мы должны начать жить так, чтобы душа расцвела. Мы должны убрать все лишнее, все то, что мешает нам в течение жизни, и прежде всего – суету. Сейчас такие времена, когда над нами нет какой-то сугубой власти, которая заставляет нас что-либо делать. Чаще всего нас расслабляет то, что повседневно встречается в нашей жизни – это телевизор, интернет, разговоры, какие-то «невинные слабости», которые человек себе позволяет. А все это расхищает, отнимает у нашей души возможность зажечься от искры молитвы, от искры теснейшего взаимоотношения с Богом, поэтому все это лишнее нужно убирать. И для начала – почувствовать тишину. Тишину от того, что нам мешало. А затем наполнять нашу жизнь и нашу душу тем, что ее питает своими живительными соками: это молитва, богослужение, богомыслие. Таким образом, мы постепенно впускаем в нашу жизнь то, что может ее по-настоящему исцелить и возродить.

Тело всегда требует своего. Рассуждая о взаимоотношениях тела и души, святой Иоанн Кронштадтский говорит, что душа должна настолько подчинять себе и воспитывать тело, как человек содержит коня, который помогает ему в работе: перекормишь коня – понесет своего седока в дикой скачке и, сбросив с себя, разобьет о камни. Недокормишь – упадет без сил. Так и наше тело должно помочь душе добраться до Царства Небесного, поэтому его нужно держать в узде и четко контролировать. И начинается все с пищи, но продолжается обязательно исключением суеты, всего ненужного.

Пост – это весна души. В это время мы впускаем в душу свет, очищаем ее от различных сетей и паутины, во множестве опутавших нашу душу. Мы наполняем душу жизнью, напитывая ее живительными соками исповеди и причастия, оживляем ее богомыслием.

Конечно, наша жизнь полна несовершенств, но пост – это возможность. Пост – это то живительное средство, которое помогает нам работать для своей души.

Сегодня мы попросим друг у друга прощения, и я первым прошу прощения у вас за все мои прегрешения, вольные и невольные, словом, делом и помышлением  и всеми моими чувствами. Простите меня, отцы, братия и сестры.

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2019-03-12 11:56

Операции с документом