Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / Новости / 2019 год / Март 2019 / Проповедь протоиерея Андрея Чеснокова в Неделю сыропустную

Проповедь протоиерея Андрея Чеснокова в Неделю сыропустную

Торжество православия

Во Имя Отца, и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, мы вспоминаем событие, которое положило начало отлучения человека от Бога. Вспоминается изгнание из рая первого человека, Адама, и нынешний день называется «воспоминание Адамова изгнания». Почему же перед поприщем Великого поста Церковь предлагает нам помнить нам об этом событии? Сегодня апостольское чтение, которое мы слышали за Божественной Литургией, содержит особенные слова. Апостол Павел обращается к нам, говоря: «облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). Эти слова апостола Павла могут раскрыть нам ту причину, почему Адам был изгнан из рая и почему Церковь предлагает перед началом Великого поста нам вспомнить именно это событие.

Господь, сотворивший человека по образу Своему и по подобию, дал ему все необходимое, чтобы он имел жизнь, и жизнь светлую. У первого человека в райском саду было все для того, чтобы он мог радоваться жизни, творить, молится, любить и чувствовать. Но призванному возрастать постоянно в любви к Богу, Господь дал ему одну единственную заповедь – не вкушать от древа познания добра и зла. Почему же человек, пользуясь своей свободной волей, не смог исполнить одну единственную заповедь? Да именно потому, что посредством диавола, первого искусителя, похоть заставила его нарушить заповедь и вкусить от древа познания добра и зла. И нам кажется порою, что если бы мы были на месте первых людей, то мы никогда бы так не поступили. Действительно, Господь призвал человека к совершенству, к возрастанию к любви, возрастанию к благодати. Первый человек находился в постоянном общении с Богом и был облечен в благодать Божию. Но здесь он услышал от диавола, что Господь якобы дал эту заповедь не по любви а, потому что Он, что вкусить от вкушения плода люди станут как боги. Первый человек на самом деле задумался: «А может, и не стоит трудиться, не стоит постепенно возрастать в любви Божией и становиться более совершенным, а можно это сделать сейчас, сию минуту?» Желание вкусить плодов с этого дерева вселила в человека похоть.

Вы знаете, что в современно мире, когда мы с вами видим рекламу по телевидению, нам предлагают сиюминутно стать моложе, приняв какую-нибудь таблетку или какое-нибудь чудодейственное средство. Конечно, нам очень хочется чего-то очень быстро достичь. Вот так и Адам, первый человек, который был соблазнен и искушен диаволом, хотел сейчас и сию минуту получить то, к чему призван был стремиться в течение долгого времени.

А почему так опасна похоть? Да потому что похоть – это господство плоти над душой человека. А у кого господствует похоть над душой? У животных, по Священному Писанию, тоже есть душа, но она смертная, в отличие от той души, которой Господь наделил человека. Именно у животных желание плоти превосходит все остальные стремления. Поэтому когда похоть становится господствующей над нашей жизнью – мы уподобляемся животным. Мы видим последствия господства похоти над душой человека – многочисленные конфликты, войны и стремление человека во что бы то ни стало удовлетворить свои физические потребности. Апостол Иаков в своем послании говорит, что «похоть …, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. (Иак. 1:15). Поэтому мы все должны понять, что похоть отлучает человека от источника жизни, от Бога, и через это отлучение человек становится сверху. Не Бог сделал человека смертным, а человек, отлучивший себя от источника жизни, стал смертным.

Почему же Церковь предлагает нам воспоминание Адамова изгнания из рая именно перед Великим постом? Так как Церковь говорит о том, чтобы те желания нашей плоти, которая порой обладает нами, это желания, не заложенные в нас Богом, это желания чаще всего – нашего ума. И Церковь ставит нас на пороге Великого поста, напоминая, что невоздержание может послужить нашему отлучению от Бога.

Понятно, что когда мы говорим о посте, мы не говорим только о принятии пищи, о посте в гастрономическом плане. Церковь говорит о посте как о воздержании вообще. Церковь говорит о том, что пост есть средство, которое способно восстановить то общение человека с Богом через ущемление своей плоти, посредством поста дать бОльшую свободу нашему духу. При этом Церковь говорит: «Посмотри, человек, что произошло на заре человеческой истории!» Да, действительно, мы из раза в раз, изо дня в день повторяем то, что произошло с нашими прародителями. Но Господь даровал обетование, что придет Спаситель, что Он «сотрет главу змию». И мы с вами как члены Церкви Христовой помним, что все это произошло более 2000 лет тому назад. Господь вочеловечился, принял образ человека и победил диавола, восстановил то общение, которое было, и тот разрыв, который возник после грехопадения. Сейчас только от нас зависит, вернемся ли мы, пойдем ли мы на встречу к Богу. И Великий пост, который подается нам, - удивительное средство.

Памятуя сегодняшние слова апостола, воодушевимся перед поприщем Великого поста и постараемся поститься не для того, чтобы поставить себе галочку, не для того, чтобы похвалиться на работе перед сотрудниками, не для того, чтобы превозноситься перед не постящимися, но для того, чтобы на своем собственном примере понять, что «иго Господне благо и бремя Его легко есть». Аминь.

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2019-03-11 17:25

Операции с документом