Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / Новости / 2019 год / Март 2019 / Слово епископа Максимилиана на Великом каноне Андрея Критского

Слово епископа Максимилиана на Великом каноне Андрея Критского

в среду первой седмицы Великого поста в храме Успения Божией Матери города Братска

Чтение Великого канона Андрея Критского в храме Успения Божией МатериДорогие отцы, братия и сестры, сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы в начале Великого поста правильно себя настроить: на покаяние, на изменение своей души к доброму. Ведь наша задача в течение поста – сделать себя такими, какими Господь хочет нас видеть: исправившимися, живущими осмысленно. Наша вера не только должна быть ценной для нас – каждое наше действие в жизни должно стать свидетельством того, что мы христиане, что наша жизнь – это путь. Путь от рождения через жизненные тяготы земного существования к Небесному Отечеству.

Если мы будем стараться, то непременно сможем этого достигнуть. Великий пост поможет нам хотя бы на одну ступеньку приподняться над собою прежним через сугубый труд, который мы, к сожалению, по своей духовной слабости и житейскому устроению не можем нести круглый год. Великий пост – это наша духовная покаянная десятина, приносимая в дар Богу. И как Господь благословлял десятину от добрых плодов рук своих, которую человек приносил в храм как жертву, так же Он благословляет нас, приносящих в этот пост свою «десятину» в виде молитвы, покаяния и собственного изменения.

Каким бы ни был человеческий грех, если он осознан и оплакан, если человек изменился по-настоящему, он будет Богом прощен.

Великий канон Андрея Критского показывает, как много людей, согрешив, раскаивались перед Господом в своих падениях и получали прощение.  И здесь же показывается, как те, кто не каялся и упорствовал в своем грехе, получали вечную погибель.

Каждый из нас может найти поучительный пример для себя в словах Великого покаянного канона.

В нем представлен даже путь таких нечестивцев, из-за которых страдал весь народ, а через покаяние они заслуживали не только прощения, но и духовного состояния, что их плач о грехах был записан даже в богослужебные тексты. Я имею в виду иудейского царя Манассию. Он отличался особым нечестием, поклонялся идолам и склонял к идолопоклонству весь еврейский народ (4 Цар. 21:1-18). Он «проводил своих сыновей через огонь», то есть сжигал их заживо в жертву Молоху, а также установил в храме Божием идол Астарты. Кроме того, Манассия пролил много невинной крови. Следствием греха, который посеял среди иудеев Манассия, стало вавилонское нашествие, разрушение Иерусалима и Иерусалимского храма и вавилонский плен иудейского народа.

И вот, находясь несколько десятков лет в этом плену, Манассия молился, каялся, изменялся – и так искренне и полно было его покаяние перед Господом, что Господь его простил: вавилоняне разрешили ему вернуться на родину. Он возвратился в Иерусалим и до самой кончины своей оплакивал свой грех и молился Богу. И сегодня на Великом повечерии мы с вами слышим молитву царя Манассии, который был таким нечестивым прежде и так преобразился впоследствии в своем покаянии.

И сам святой преподобный Андрей Критский был знаком с покаянным плачем о своих грехах не понаслышке. По исследованиям агиографов, он написал свой Канон незадолго до смерти в память о своем отступлении от Господа. На VI Вселенском соборе была осуждена ересь монофилитства, но во времена жизни преподобного Андрея эта ересь еще не была до конца изничтожена, и очередной император Константинополя попытался эту ересь в Церковь вернуть. Многие из служащих тогда епископов подписались под этим согласием, в их числе был и Андрей Критский. Потом он, конечно же, отрекся от этой ереси, но, вспоминая свой поступок как великое падение, преподобный Андрей молился сокрушенно, плакал и писал – эти 250 тропарей Великого канона стали следствием и его личного покаяния, и глубины его личной духовной жизни, и его внутреннего изменения.

Оценив влияние чтения этого Канона в первую седмицу Великого поста, Церковь узаконила эту душеполезное моление на все времена.

Желаю вам, чтобы каждый из вас, какие бы грехи он ни имел, в любом случае покаялся и изменился, иначе мы не будем иметь части с Господом нашим Иисусом Христом, не будем иметь Жизни Вечной.

Обязательно нужно помнить, что земная жизнь нужна нам для исправления и для преображения своей души к небесному. Чтобы, имея внутри себя зерно Жизни Вечной и взращивая его уже здесь, на земле, мы, придя на Суд Божий, показали, чьи мы, к чему мы стремились, чего достигли.

Конечно, ни один человек не будет награжден по заслугам, но только по милосердию Божию, потому что ни один из нас не может считаться оправданным по своим малым делам земной жизни. Все, что есть в нас лучшего, - от Господа, от нашего устремления к Нему и желания быть с Ним.

Постараемся же в этот пост сохранить устремленность к Богу. Будем поститься нелицемерно. Пусть каждый наложит на себя такой пост, который он в силе максимально выдержать. Не будем друг друга контролировать, кто и как постится, - будем наблюдать за собой и приложим все усилия, чтобы принести Господу в дар самый максимальный пост, на который каждый способен, - и по питанию, и по настрою на общение с Богом. Каждый из нас может на время поста выключить и телевизор, и интернет, чтобы не рассеиваться, сохранить внимание и внутреннюю тишину. Каждый может молиться и читать Священное Писание столько, сколько хочется. И тогда наш пост принесет добрый плод.

Почему человек часто не верит Богу? Потому что он долгое время не слышит Его. А не слышит потому, что внутри у него «шум» и «помехи», и потому, что он впускает в себя еще и окружающие его «шум» и суету. И в такой «какофонии» Бога услышать просто невозможно.

Пост нужен как раз затем, чтобы мы, наконец, отодвинули все внешнее, утишили свою внутреннюю суетливость и сделались готовыми слушать Господа. Если тело, зрение, слух, язык и все наши чувства будут все-таки брать свое, мы не сможем этого достичь, поэтому нужно ставить перед собой высокие планки. Нужно усмирить свое тело, чтобы оно не мешало душе стремиться к духовному.

Мы трехсоставны: состоим из души, духа и тела. Если мы подчинили себе свое тело, то душа наша устремляется к духу. Если нет – душа забывает о своей духовной природе и становится ленивой, дебелой, телесной – по сути, она становится животной душой.

Давайте поможем нашей душе стремиться к духу, чтобы мы провели этот пост спасительно и встретили Светлое Христово Воскресение с великой радостью, преобразившись.

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2019-03-16 11:33

Операции с документом