Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Аналитика
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти благоверного князя Александра Невского по окончании Литургии в Александро-Невской лавре 2021-09-13
Предстоятель Русской Церкви обратился к председателю Правительства РФ с просьбой поддержать законопроект, ограничивающий применение вспомогательных репродуктивных технологий для иностранцев в России 2021-07-10
О некоторых вопросах положения Украинской Православной Церкви в контексте международного права и стандартов ОБСЕ 2021-06-02
Итоговый документ круглого стола «Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения» 2021-05-21
Протоиерей Владислав Цыпин: Церковный суд всегда надеется на покаяние провинившегося клирика 2021-03-05
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Международного дня редких заболеваний 2021-02-28
Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежи 2021-02-15
Аналитика - Ещё…
 
Вы здесь: Главная / Новости / 2019 год / Сентябрь 2019 / Доклад епископа Братского и Усть-Илимского Максимилиана на Братских епархиальных чтениях

Доклад епископа Братского и Усть-Илимского Максимилиана на Братских епархиальных чтениях

Наследники традиции

Пленарное заседание в Братском Государственном УниверситетеТема Рождественских чтений - «Великая Победа: наследие и наследники» - в этом году, безусловно, связана со знаменательной датой – 75-летием победы в Великой Отечественной войне против фашизма.

Эта победа была одержана ценой многих жертв, ценой 27 миллионов жизней советских людей, ценой разрушения городов и деревень, объектов промышленности, транспорта и культуры. Война оставила после себя огромное количество сирот, семей без отцов, изменила семейный уклад и психологическое состояние людей. Но мы победили. Мы выстояли. Мы сохранили жизнь и культурно-нравственный ген нации.

Мы, не воевавшие тогда, сегодня понимаем, что являемся наследниками военного поколения и наследниками великой традиции, которая позволяет нам оставаться народом, а не населением.

Однажды попалось на глаза высказывание первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, доктора политических наук, социолога, философа и публициста Александра Щипкова, который, размышляя о том, почему русские смогут победить в войне с представителями другого народа, отметил, что этот народ «за свою родину готов убить, а русские за свою родину готовы умереть». Причем у этого же автора есть короткое размышление-эссе о русском народе, где Александр Владимирович говорит, что «русский народ может исчезнуть, если в нем не проснется желания жить. Если он не осознает, что опасность исчезновения реальна. (…) Если русский народ не захочет, он не умрет. И дело здесь не в регламентации абортов, не в государственных демографических программах. Это все чрезвычайно важно и нужно. Но это второй шаг. А первостепенное – то, что внутри нас. Это желание БЫТЬ. Это почти религиозное чувство. Это как молитва. Оно сильнее ядерного оружия».

Удивительно и закономерно: ценность жизни открывается человеку во всей полноте именно тогда, когда он имеет в сокровищнице своего сердца то, за что может и готов умереть, вопреки законам логики и самосохранения. («Царство Небесное внутрь вас есть» (Лк. 17; 21).

Неслучайно во время войны возник лозунг: «Все для фронта, все для победы». Государство, Отечество находилось в опасности, и каждый готов был не считаться со своими силами, сбережениями и жизнью, лишь бы приблизить Победу. Никто не оставался в стороне – приоритет общего над своим, частным, был неоспорим. В нечеловеческих условиях выживания эгоизм не был в почете: интуитивно люди ощущали, что разъединение и самость разрушают, убивают.

Поэтому на фронт шли все, от мала до велика. Каждый мужчина, парень и даже мальчишка, а часто и девушка и девочка не просто считали своим долгом идти сражаться за Родину, но даже не представляли, что может быть иначе. Это была не жертва, это была

норма их любви. Защищали свой дом, свою семью, своих родных, свою страну. И «свой» в этот момент не означало «личный», «принадлежащий мне», но – наш, нашей страны.

Те, кого не брали на фронт, отдавали все силы фронту, работая в тылу. Женщины и дети заменили мужчин на заводах и у станков. Огромные масштабы приобрело партизанское движение, причем наравне со взрослыми служили своему Отечеству и дети, подростки и молодежь. Только правительственными наградами за мужество и героизм, проявленный во время Великой Отечественной Войны, было отмечено более 35 тысяч детей.

Даже дошкольники помогали фронту. Вот такое письмо было опубликовано в газете «Омская правда» в 1942 году: «Я Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет Гитлера, мы поедем домой». Всего дошкольники собрали 160 886 рублей, на которые действительно был построен легкий танк Т-60 «Малютка».

Стойкость, мужество, готовность идти на подвиг во имя Родины и ближних стали единственно возможным поступком представителей военного поколения, потому что вся идеология государства, воспитание в семье и школе были нацелены на то, чтобы вырастить здоровое и образованное поколение с нравственными принципами. Рядом был пример взрослых, которые поступали так же. Хотя система воспитания была построена на марксистской идеологии, но корни ее были христианскими: уважение к старшим, забота о младших, трудолюбие, помощь ближнему, желание принести пользу государству и обществу, нравственная чистота и целомудрие пола, желание спросить с себя больше, чем с другого, и отдать больше, чем получишь. В нечеловеческих условиях плена и концлагерей человек оставался человеком и вырастал в свою духовную мощь: забывая о голоде, боли и смерти, заботился о тех, кто рядом, делился последним куском хлеба, не унижался перед нацистскими палачами, превозмогал плоть в блокадном Ленинграде, с риском для жизни укрывал раненых и партизан. Более того, в этой бесчеловечной войне здоровая основа нравственности нашего народа возвысилась до силы духа настолько, что были примеры, когда люди проявляли милосердие и сострадание даже к врагам, сердобольно жалея пленных немцев и делясь с ними скудной провизией голодной войны. Человек и его жизнь как ценность становились выше идеологии и выше национальности. В наивысшей точке напряжения исчезала ненависть к тем, кто бесчеловечно мучил и убивал: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23; 34).

И это не случайно: история нашего народа началась не в 1917 году, и связь с духовной традицией не может быть уничтожена никаким приказом. (И хотя многие основные педагогические понятия были искажены или подменены, влияние этих подмен сказалось не сразу, оно накапливалось десятилетиями, пока не привело к краху общественного сознания).

Наследники победителей той войны переживают в наше время иные трудности. Сегодня тоже «идет война», хотя мы живем в достаточном покое и комфорте. Это война за то, чтобы нашему народу БЫТЬ и помнить, что «первостепенно внутри нас».

И это не так просто. Человек нашего времени поставил себя и свои потребности в центр мира и собственной жизни. Интернет пестрит статьями психологов о «разумном эгоизме» и о том, что эгоистом сейчас быть модно, полезно и выгодно. (Например, статьи современного психолога Андрея Курпатова). Смыслом жизни называется жизнь для себя, своего успеха, самореализации и удовольствий Человек отделяется от всех, уходит в виртуальную жизнь и не хочет жить и общаться в реальном мире. Связь с реальностью осуществляется только в плане получения материальной выгоды, так как обладание материальными ценностями – это ключ к обладанию благами и удовольствиями и возможность «подтянуть себя к идеалу»: накачать мышцы или увеличить губы, есть только здоровую или только самую дорогую пищу, одеваться в брендовые вещи и отдыхать на престижных курортах. Все эти «блага» непременно нужно показать в социальных сетях, чтобы собрать максимальное количество лайков как свидетельство собственной значимости.

Государство многими людьми воспринимается как «машина для функционирования общества», поэтому многие теряют внутреннюю связь с Отечеством и не готовы ему служить: если есть шанс «откосить» от армии, пропустить выборы или переехать на учебу или работу за границу, критерием выбора становятся комфорт и выгода человека.

В семью и школу пришли «права ребенка», когда процесс воспитания перестал быть приоритетным, может быть расценен как «ущемление прав и свобод» и способен привести воспитывающего даже к уголовной ответственности. Часто поражает отсутствие сострадания и жалости в современных детях: новости сообщают об учащающихся случаях самоубийств, поджогов детьми других детей, полного неуважения к старшим: избили мужчину, стреляли в учителя. Участились случаи насилия подростков и взрослых над малолетними детьми 7-10 лет, случаи террактов в школах, убийств подростками других детей, взрослых или даже родителей. Жизнь человеческая уже не воспринимается как ценность: ее можно отнять просто по желанию или от скуки и безделья.

Семья и семейные ценности тоже не в особом почете: «нормой» общества стали браки без регистрации, чтобы не отягощать себя ответственностью, аборты, отчужденность родителей и детей, издевательство над детьми пьющих родителей. Уважение и любовь к ближнему пытается заменить модная ныне толерантность, отсутствие идеала подменяется понятием о свободе выбора и самоопределения, а идеалами для наших детей становятся те, кто успел успешно устроиться в жизни и снискать известность чем бы то ни было.

А Бог «встраивается» в нашу «систему ценностей» тоже лишь тогда, когда мы хотим получить от Него что-то очень нужное нам в нашей тяжелой и суетной жизни.

…Подобные примеры отступления современных наследников от духовно-нравственных основ прошлого говорят о том, что мы находимся в опасной точке для сохранения традиции и идеалов нашего народа. Но, как говорил поэт Игорь Северянин, «Что толку охать и тужить – Россию нужно заслужить!».

Да, мы изучаем историю и литературу свей страны, в праздники выполняем традиционные ритуалы, участвуем в парадах и демонстрациях, идем вместе с фотографиями наших фронтовиков в составе Бессмертного полка, встречаемся с теми ветеранами, кто еще жив, проводим традиционные «Зарницы», смотры песни и строя, конкурс патриотических стихов…

Но думаю, что главное в воспитании наследников и патриотов – это все-таки воспитание сердца человека и его способности чувствовать необходимость в сопричастности к духовно-нравственным традициям предков, изменяться к лучшему, в желании их хранить и преумножать своим трудом на благо Отечества в настоящем и будущем (получив образование, работая, участвуя в волонтерском движении или развивая науку и культуру). Именно это может дать чувство сопричастности к своему народу, единения с ним и со своей страной.

А задача нас: священников, педагогов, воспитателей, родителей - осолять наше общество, чтобы в благочестии примером своей жизни свидетельствовать о Христе. И не думайте, что это малое слово и малое дело. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Достаточно одного человека, воспламененного ревностию, чтобы исправить весь народ. А когда налицо не один, не два, не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не слабости, многие погибают и падают духом».

Нас с вами, дорогие братья и сестры, не один, не два и не три, а гораздо больше. Мы можем понять те традиции, те святыни, которые в Великой войне на поле брани и в тылу помогли нашей Родине остаться русской страной, православной страной с теми христианскими ценностями, которые до сих пор осоляют нашу жизнь. При всей свободе выбора для каждой личности в наше время этой «соли» хватает, чтобы страна наша жила.

Я желаю плодотворной работы нашим Чтениям. Благословение Господне вам. Спаси Господи за внимание.

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2019-11-09 21:52

Операции с документом