Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

 
Вы здесь: Главная / Новости / 2019 год / Сентябрь 2019 / Победа для христианина

Победа для христианина

Доклад секретаря епархии иерея Антония Васильева на VII Братских епархиальных чтениях

Пленарное заседание в Братском Государственном УниверситетеВаше Преосвященство!

Дорогие отцы, братья и сёстры!

Искренне рад приветствовать всех Вас на Седьмых Братских епархиальных чтениях. Наш форум появился как продолжение и региональное преломление Международных Рождественских чтений, которые с 1993 года проводятся в Москве и собирают делегатов со всей территории канонической ответственности Русской Православной Церкви. Именно в связи с этим тематика региональных конференций всегда совпадает с основным названием московских Чтений и утверждается Священным Синодом. Всей Церкви и всем неравнодушным людям предлагается подумать над определённой проблемой, поразмышлять о путях развития общества в конкретную эпоху. В этом году в заголовок вынесено: «Великая Победа: наследие и наследники». И, при первом приближении, может показаться, что здесь отсутствует какая-либо проблематика. И действительно: в целом у нашей нации сформировано чёткое отношение к данному историческому периоду, литература и искусство наполнены образцами военного жанра, отношение граждан и государства к ветеранам является трепетным и заботливым. Но, к сожалению, есть и обратные тенденции, о которых мы сегодня поговорим. Множество ложных идей и стереотипов буквально навязываются обществу, и становится актуальной борьба за то, чтобы чёрное осталось чёрным, а белое – белым.

Одним из таких утверждений является тезис о «слабости» христианства. Довольно часто можно услышать рассуждения о том, что поклонение Богу лишает человека воли; что унизительно почитать Христа, не поднявшего людей на бунт против римской власти и не добившегося политического

успеха; что образ праведника в христианстве слаб, так как смирение, милосердие и любовь всегда проигрывают в конкурентной борьбе. И это мы ещё не рассматриваем банальных язычников, которые высказывают претензии даже к образу нашего церковного благочестия: молитвам, поклонам, коленопреклонению. Но любой такой обвинитель всегда предлагает альтернативу. Доказательства слабости, пассивности, ретроградности христианства ложатся в основу смены мировоззренческой парадигмы. Что же предлагают такие деятели? Спектр здесь достаточно широк.

Молодым, активным, амбициозным людям предлагается стать язычниками, начав возрождать древние славянские обряды и практики. Суть язычества очень проста: ты – мне, я – тебе. Взаимовыгодные отношения с богами всегда привлекали к себе предприимчивых и властных, ставящих себя в центр своего существования. При этом обязательно буквально сочиняется новая история древней Руси.

Следующей альтернативой становится неверие. Атеизм и агностицизм. Этот выбор часто совершают люди, которые декларируют унизительность зависимости от каких-то сверхъестественных сил. При этом зависимость одного человека от другого не вызывает у них никакой реакции. Государственный атеизм Советского Союза имел много вполне сознательных последователей. Сейчас же мы наблюдаем очень интересное явление: молодые люди возрастом 20-30 лет тоскуют по имперскому прошлому и идеализируют буквально всё, что было в советском строе. И атеизм становится также объектом такого почитания.

Людям, интересующимся духовными вопросами, предлагается альтернатива в виде нехристианских, часто восточных, учений и практик. При этом нередко декларируется возможность следовать данному учению и оставаться

православным христианином. Особым козырем здесь преподносится якобы миролюбивый настрой всех авторитетных учителей восточного типа. Если же человек, наоборот ценит радикализм во взглядах, то можно себя реализовать в исламских сектах. В нашу задачу сейчас не входит разбираться во всех тонкостях разных течений и сект, интересующихся можно направить к фундаментальному труду «Сектоведение» профессора Дворкина.

И, наконец, последней альтернативой церковному христианству объявляется христианство нецерковное. Хотя без Церкви, конкретной и исторической, апостольской и соборной, христианства существовать не может в принципе. Вообще, это отдельный очень интересный вопрос – как и когда некоторые люди стали разделять свою личную веру и веру общественную. Но итогом этого явилось появление огромного количества псевдохристианских сект – «Свидетели Иеговы», сконцентрированные на донесении своей литературы до всех; неопятидесятники, почему-то называющие себя христианами веры евангельской, которые поставили в центр сомнительные мистические практики и обработку маргинализированных слоёв населения с целью получения прибыли; и огромное множество им подобных. Но общей чертой всех этих организаций является вынесение Христа за скобки, сосредоточенность на любой деятельности, кроме той, которая ставит в центр самого Бога и человека, стремящегося к Нему.

Как мы видим, в общем-то не самый распространённый стереотип о не-модности и слабости христианства, может стать причиной полного отпадения от Церкви и, как следствие, от национальной культуры и самосознания народа.

Этот стереотип вырос из навязанного и ложного утверждения. Христианин же осознаёт себя воином, который должен бороться до своего последнего вздоха. И эта борьба является постоянной и изнуряющей, потому что

определяет нашу Вечность: быть в радости и счастье с Господом или в вечной тоске и унынии без Него. Против кого же мы боремся? Прежде всего против самих себя. А если быть более точнее: против искажения нашей жизни грехом. По сути, христианин хочет быть по-настоящему свободным, свободным от всего, что мешает ему познавать Бога. Но это стремление к независимости сталкивается с сопротивлением собственной греховности и с сопротивлением мира вокруг. Мир как цельная система общечеловеческого взаимодействия также был искажён и избрал своей целью не любовь, а выгоду и гордость. Но борьба христианина не бесплодна и не заранее обречена на провал. Апостол Иоанн Богослов восклицает: «Ибо всякий, рождённый от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4).

Часто победа христианина над собой и миром запечатлевалась его кровью, его страданием, его жертвой. Мы знаем множество мучеников первых веков и уже не меньшее количество новомученников, просиявших в нашей стране. Даже сейчас в вроде бы просвещённый век гонения на христиан в некоторых регионах тотальны и смертоносны. А в странах так называемого «золотого миллиарда» гонения приобрели форму унижения и поражения в правах, запрете на полноценное свидетельство о Боге и Его заповедях.

Победа предполагает наличие врага, борьбы с ним. Но обязательно и наличие победившего, того кто так изменил условия своей жизни, что смог преодолеть все препятствия на пути к победе.

А в основании победы лежит подвиг. Мы очень часто подвиг воспринимаем как некоторое геройство, как поступок резко выделяющийся на общем фоне. Христианин же живёт подвигом обыденности. И главный ежедневный подвиг здесь – борьба со своими греховными устремлениями, страстями, которые начинают управлять человеком. Подвигом является стремление

делать добро, даже если оно тебе прямо не выгодно в понимании мира. Настоящий подвиг – жить в браке, растить детей, помогать ближним. Кажется, что всё это обычно и даже банально. Но именно это закладывает основу здорового общества, государства и нашего Спасения.

А ещё на пути к победе случается чудо. Когда сражающийся человек просто так укрепляется Господом, что получает силы, которых в нём в принципе быть не могло.

И вот мы с Вами размышляем о победе в Великой Отечественной Войне. Победе, которая навсегда изменила наш народ; победе, которая изменила отношения Церкви и государства; победе, заставившей многие миллионы людей вспомнить о том, что они – христиане.

Победа нашего народа в той великой войне явила пример и борьбы, и постоянства, и жертвенности, и подвига, и чуда. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл так сказал об этом: «С человеческой точки зрения невозможно до конца объяснить эту победу. И Церковь, которая взирает на историю человечества сквозь призму религиозного восприятия жизни, свидетельствует о том, что победа в Великой Отечественной войне была Божиим чудом. Но чудеса никогда не совершаются на ровном месте. Никогда бы и этого чуда не произошло, если бы миллионы человеческих жизней не были отданы за победу, если бы весь наш народ не напрягся, отдавая последние силы для того, чтобы победить врага. И мы его по милости Божией победили».

Поэтому, на мой взгляд, глубоко символично, что 6 мая 1945 года, в день фактического окончания боевых действий, всеобщая радость о победе в войне была укреплена главным победным приветствием христиан: Христос воскресе! Спасибо за внимание!

 

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2019-11-13 20:21

Операции с документом