Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / Новости / 2013 год / Май 2013 / Фома неверующий?

Фома неверующий?

Проповедь протоиерея Александра Белого, благочинного Усть-Илимского района. 12 мая 2013 года

Протоиерей Александр БелыйСегодня, братья и сестры, первое воскресенье после Пасхи, которое в церковном уставе еще называется антипасха. Церковь святая наша вспоминает святого славного всехвального апостола Фому, который совершенно несправедливо в народе ассоциируется со словом «неверующий». И, наверное, каждый из нас в каких-то жизненных ситуациях слышал этот упрек: «Фома неверующий», когда человек не верит очевидным фактам. Почему такое звание несправедливо прилепилось к апостолу Фоме? Потому что когда воскресший Господь наш Иисус Христос являлся  женам мироносицам, являлся апостолам, являлся чудесным, удивительным образом, проходя сквозь стены, «дверим затворенным», как говорит Евангелие. И они видели Его. Апостола Фомы с ними не было. И когда он услышал от них Благую Весть о том, что Христос Воскрес, то он сказал им, что пока не увидит ран от гвоздей и не вложит в них персты свои, пальцы, пока не увидит рану в ребре, прободенную копьем, пока не вложит туда свою руку, не поверит.

И вот действительно, братья и сестры, удивительно, почему, имея  свидетельства апостолов, свидетельства жен мироносиц, апостол Фома сомневался? Для того, чтобы правильно понимать личность апостола, нам нужно вспомнить другое место из Священного Писания, которое говорит о нем же. Это было несколько раньше этих событий, когда Христос с апостолами ушел от Иерусалима, потому что Его хотели побить камнями, но не пришел еще срок Его спасительных страданий за грехи всего мира. Будучи далеко от Иерусалима они получили весть о том, что умер Лазарь. И тогда Христос возвещает ученикам: «Пойду к другу нашему Лазарю, потому что он умер и Мне нужно его воскресить». Апостолы не понимали до конца слов Христа думали ,как же он снова может идти в Иерусалим и говорили: «Тебя только что хотели там убить, как же Ты опять идешь туда? Зачем идти туда? Тебя убьют». И только один апостол Фома воскликнул: «Пойдемте и умрем с Ним!» Он еще ничего не знал о воскресении, он толком не знал, зачем идет туда Христос, но был готов умереть, «пойдем и умрем с Ним».

Поэтому никак нельзя называть Фому человеком трусливым, человеком неверным, нетвердым. В чем же была загвоздка, почему он не поверил апостолам? Во-первых, братья и сестры, он видел тех же самых людей. Они не изменились, они все еще были боязливы. И когда к ним приходил Христос, в Евангелии так и сказано, что еще не верили и от радости, и от удивления. И Христу нужно было их уверять, показывать им раны, нужно было есть пред ними мед, рыбу и хлеб, чтобы они убедились, что это не приведение, Он действительно воскрес и пришел к ним. И вот этих еще не изменившихся апостолов, тех апостолов, на которых еще не сошел Дух Святый, совершенно их преобразивший, и видел апостол Фома. А при этом он понимал, что если Христос воскрес, то все изменилось в этой жизни, тогда действительно жизнь наполнилась удивительным смыслом, содержанием, потрясающим чудом. Потому что жизнь – вечная. Потому что никто не умрет. Потому что Бог победил смерть. Потому что любовь побеждает зло. Потому что они все теперь живут с любящим Богом. Это была настолько разительная перемена, что видя тех же самых апостолов, он никак не мог поверить. А еще в нем была верность и любовь к Богу. И он сомневался, а вдруг тот, кто чудесным образом является его соратникам по апостольскому труду, не тот Христос, которого он знал, с которым он ходи по Палестине. Может быть, это кто-то другой? И вот, братья и сестры, когда Христос явился и показал апостолу Фоме свои раны и сказал: «Вложи персты свои», апостол не сделал этого. Ему было достаточно видеть преображенный лик воскресшего своего Учителя и Спасителя. Он, пав на колени, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!»

И в дальнейшей своей жизни апостол Фома мученической кончиной доказал свою веру, свою твердость убеждений и верность Христу. Поэтому это именование «Фома неверующий» дано несправедливо.

А с другой стороны вот о чем мы должны с вами задуматься. Нередко мы говорим своим ближним о евангельских истинах. И они остаются холодны к ним. Даже если они нас слушают с желанием, ничего в них не происходит. А порой мы слышим от них требования таких же уверений, о которых говорил апостол: вот если увижу чудо, если прикоснусь, тогда стану верующим. Почему? Потому что и в нас они, к сожалению, не видят преображенных людей. А мы с вами – христиане, мы знаем, что Христос воскрес. Каждый из нас в своей жизни испытал духовный опыт, каждый знает, что Бог рядом, близко с нами, прощающий, любящий Бог. И, к сожалению, это часто не производит в нас тех удивительных изменений, которые должны быть заметны окружающим. И речь здесь не просто о святости, которой нужно добиваться большими трудами, но хотя бы о том, чтобы они увидели в нас граждан вечного мира, бессмертного мира.  Тех граждан, которые понимают, что никакое зло не может победить любовь Божью, и что ничто не может нас отлучить от любви Божьей. И это таким образом должно отражаться в нас и в наших отношениях с ближними, чтобы они видели, что любовь, которая есть в нас, теплота сердечная, добродушное отношение к близким, снисходительное отношение к их недостаткам, способность даже в самом падшем человеке увидеть образ Божий – вот это свидетельство лучше всякого научного утверждения может убедить их, что действительно воскрес Христос. И каждый из них, быть может, тогда именно станет способным воскликнуть «Господь мой и Бог мой!»

Посему  эту ответственность, лежащую на нас, каждый должен ощутить. И все свои поступки, мысли, действия, саму свою жизнь согласовывать именно с этой христианской миссией. Мы должны являть этому миру любовь, доброту, веру, благость и все те подлинные духовные дары, которые подаются нам в таинствах церковных. Мы получили эти дары, от нас зависит их развить и понести этому миру. С твердым намерением именно так настроимся жить дальше, чтобы эту благую весть нести всему миру. Христос Воскрес!

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2013-05-13 17:38

Операции с документом