Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / Новости / 2014 год / Январь 2014 / Нельзя путать веру с суеверием

Нельзя путать веру с суеверием

Архивный материал. Впервые опубликован 27 января 2011 г. в газете "Братский лесохимик"

Праздник Крещения Господня в последнее время приобрел поразительную популярность среди широких слоев населения, но популярность весьма специфическую. В этот день в храмы и на иордани стремится много народу, далекого от истинной веры, превращая священное действие в его прямую противоположность. В результате властям приходится приводить в усиленный режим милицию, врачей и Роспотребнадзор. Но помогает мало.

В Иркутске в этот день пьяные мужчины, желая искупаться в иордани,  открыли огнестрельный огонь по стражам правопорядка. В Братске священнослужители столкнулись с откровенной грубостью и хамством прихожан, желающих как можно скорее набрать «святой» воды. Все это не может не беспокоить священнослужителей. Настоятель храма Рождества Христова отец Андрей Чесноков, прослуживший уже более 10 лет в Братске, до сих пор удивляется своеобразному проявлению веры у сибиряков.

 

протоиерей Андрей Чесноков- Отец Андрей, каким вам представился город в 1999 году, когда вы перебрались сюда с семьей из Западной Сибири?

- Различия между жителями Западной и Восточной Сибири значительны. И не скажу, что Братск меня сильно порадовал. Неприятное впечатление произвел тот низкий уровень инициативности, готовности к решительным действиям, смелости и открытости в выражении своей веры православной. В 99-м году во всем мире шла подготовка к 2000-летнему юбилею христианства. И я удивился, как мало было запланировано мероприятий здесь. Пришлось многое организовывать самому, нередко идти против течения. И когда мероприятия состоялись, их дальнейшее развитие угасло. По сей день здесь все еще не могут отойти от мероприятий и перейти к системности. Получается так: провели мероприятие, поставили галочку, а что дальше - неважно. Поразил меня и подход к строительству храмов. Во многих городах ни власть, ни бизнес, ни общественность не стесняются помогать в этом богоугодном деле, муниципалитеты принимают специальные программы по духовному развитию и воспитанию, возрождению веры. А в Братске я услышал от властей затертую фразу из большевистского декрета 1918 года: «Церковь у нас отдельно от государства». Хотя Конституция ни в коей мере не запрещает власти помогать церкви. Вот такой примерно подход и к возрождению духовности наиболее контрастно выражен в малых городах, таких, как Братск.

 

- Несмотря на это можно смело предположить, что количество прихожан в городе растет.

- Да, безусловно, устойчивый рост есть. Причем не за счет прироста населения, которое, как известно, в Братске сокращается, а за счет все более возрастающего интереса и потребности в вере. И важно, что растет духовный уровень прихожан. Скажем, 10 лет назад люди спрашивали: «Как бы батюшка попроще покреститься, не окунаясь в купель». Сегодня такого уже нет. Люди посещают специальные курсы по православию, которые ведутся в городе, активно читают духовную литературу. Определенное осмысление приходит, помогают в этом и беседы, проводимые с прихожанами.

 

- Не связан ли такой рост с определенной модой на православие?

- Не думаю, что сейчас эта мода до сих пор сохранилась. Она была в конце 80-х годов, когда людей начали массово крестить как на конвейере. Тогда же появилось множество сочувствующих православной вере, ведь после долгих лет гонений это было естественным. Обиженных у нас всегда жалеют. Сегодня все изменилось, и в обществе назрел не праздный интерес, а насущная потребность. Это мы видим и по современному отечественному кинематографу, который все чаще обращается к теме веры, а это является неким показателем того, что волнует русскую интеллигенцию, людей от культуры. Это мы видим и по определенной поддержке государства. Насколько эта поддержка реальная, не показная, должно показать время. Хотя уже сегодня она не всегда служит церкви добрую службу. В обществе тот негатив, который адресован государству, начинает переноситься на церковь. Я не раз слышал такую странную претензию от прихожан: «Правительство проводит антинародную пенсионную реформу, а почему же церковь молчит?!»

 

- Все большее проникновение братчан верой не помогает городу искоренить или хотя бы уменьшить социальные негативные явления, такие как преступность, алкоголизм, наркомания. По этим показателям Братск отнюдь не выглядит благополучно. С чем, на Ваш взгляд, это связано?

- Действительно, проблем в городе много, и причины у них разные. Одной из причин мне видится то, что Братск - город, исторически лишенный духовной преемственности. Он построен в комсомольском духе, и новым поколениям не передалось духовное наследие, которое сохранилось во многих других городах даже в советское время. Усугубляется обстановка и гулаговскими корнями здешних мест. 

 

-  Вы замечали, как люди, по всей видимости, не искушенные в религиозных вопросах, начинают бравировать своей верой, и проявления эти иногда лишены элементарного здравого смысла?  Доходят до того, что пьют сточную воду, считая, что в Крещение вся вода целебна и безопасна.

- Как выразился один церковный публицист, это так называемый оральный уровень развития христианства. Все в рот тащат. И грязную воду, и цветочки, и травку, что растет под ногами у церкви в день Святой Троицы, и земельку с могил святых. Важно понимать, что церковь это не приветствует, церковь против этого. Но на уровне бытовых слухов и суеверий это все равно гуляет. Отдельно хочу коснуться темы «святой» воды. В Приморье, например, святомолебные мероприятия проходят на море, и морскую воду естественно никто не пьет. Она не опресняется. Можно просто окропить этой водой жилище. То же самое касается и воды из братского водохранилища. Нужно быть разумными и не терять голову, а для питья набирать воду в храмах.

 

праздник Богоявления- В прошлом году, когда люди отравились «святой» водой в Иркутске, было много обиженных на СМИ, Роспотребнадзор за то, что те якобы пытались разуверить христиан в чудодейственной силе воды в Крещение. Ведь многие люди считают, что в такой день Господь оберегает человека от невзгод.

-  Многие наши беды рукотворны, и всегда нужно понимать ответственность за те или иные шаги, поступки. Господь не уберегает нас от каких-то глупостей и ошибок, и в благодати и в грехе человек имеет свободу выбора, и только чувство ответственности поможет сделать этот выбор осмысленно и верно.

 

- Вы  справедливо заметили, что в народе гуляют суеверия. Иногда они приобретают неожиданные формы. В своем стремлении познать высшие силы люди устремляются в секты. И Братск, по моим наблюдениям, очень расположен к развитию таких явлений. Здесь активно процветают дзен-буддийские и христианские нетрадиционные течения. С чем, на Ваш взгляд, это связано?

- Во все времена в христианстве существовали крайности, даже когда оно было единым. Всегда в религии существовали радикальные явления. Я это связываю с тем, что в эти течения устремляются люди с отклонениями в психике - невротики. Это харизматичные люди, и зачастую в вере своей они неистовы, а это порождает крайности. Удивляться росту сект не стоит, по данным статистики, в ХХ веке число нервных расстройств увеличилось в 25 раз, это ужасающий показатель, и как результат - все эти перегибы.

 

- Но в секты ведь попадают и совершенно здоровые люди?

- Как правило, в секту человек идет тогда, когда у него начинаются проблемы в семье, в личной жизни. Он не настроен решать проблемы, а хочет их поскорее переступить, разрубить Гордеев узел, таким образом, доводя проблему до абсурда и уходя в сектантское неистовство. У православной церкви есть богатый опыт по разрешению трудных жизненных ситуаций, которые случаются с каждым, церковь ни в коем случае не призывает открещиваться от проблем, но готова и может помочь в их преодолении.

 

- Поможет ли внедрение в систему школьного образования предметов духовной культуры, которое предлагает правительство, в развитии приемлемого и более традиционного подхода к религии, и не возникнет ли перекосов?

- Перекосов не возникнет, поскольку речь идет о совершенно другом уровне восприятия духовности. Одно дело постигать религию на уровне слухов, и совсем другое - на уровне выверенного богословия, свободного от суеверий. Церковь отдает себе отчет в том, что предмет основы духовной культуры должен вестись как предмет культурологический, а не как закон Божий в воскресных школах. Часто церкви ставят вину то, что она хочет ввести в школы закон Божий. Мне такие замечания представляются не более как передергиванием. А предмет такой необходим, так же, как изучение русского языка, литературы, ведь человек воспитывается с первых дней своей жизни в самых разных направлениях, и духовное познание не является исключением.

Беседовала Елена КУТЕРГИНА

газета "Братский лесохимик"

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2014-01-17 10:39

Операции с документом