Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / Новости / 2014 год / Август 2014 / О долгах и талантах

О долгах и талантах

Проповедь епископа Максимилиана в неделю 11-ую по Пятидесятнице. 24 августа 2014 г., храм Всех святых в земле Российской просиявших

епископ Братский и Усть-Илимский МаксимилианДорогие отцы, братия и сестры! Сердечно поздравляю вас с воскресным днем, попразднством Преображения Господня.

Сегодня в Евангельском чтении мы слышали очень важные свидетельства о том, как человеку попасть в Царствие Божие. Ведь любое повествование Евангелия, начинающееся словами «подобно Царство Небесное…» - это всегда рассказ о том, по каким принципам люди могут быть приняты в Царствие Божие: кто может туда попасть и при каком условии.

И вот сегодня нам показали один из таких принципов: если мы не прощаем своего брата, то и Отец Небесный не простит нам множество наших грехов. Печально, что чаще всего мы не видим обилия своих грехов. Мы сравниваем себя с рядом стоящим человеком и, если видим себя вдруг хоть немного «лучше» него или окружающих, то успокаиваемся и считаем, что мы хорошие люди. Но притча не случайно говорит, что мы должны Господину «тьмой талантов», а тьма – это бесчисленное множество. То есть мы обязаны Господину практически всем. Человек был создан безгрешным, он был создан для любви и радости в Царствии Небесном, но он потерял все это: потерял свою чистоту, потерял свое бессмертие, потерял свое здоровье, потерял свою любовь. И сейчас каждый человек должен прийти к Богу. И каким же будет Суд, если каждый должен Богу «тьмою талантов»? И милостивый Господь отвечает на это: «Да, человек, ты несовершенен. Ты не сможешь вернуть всех талантов. Но ты можешь хотя бы не требовать от своего собрата больше, чем он может тебе дать!».

Изображенная в притче ссора и требование истязуемого и прощенного человека о «тьме талантов» к клевретам своим – это прообраз и наших отношений друг с другом. Чаще всего в жизни не люди нам что-то должны, а мы в себе мыслим, что люди нам должны. В наше сердце вселяется зло. Мы начинаем во многом подозревать окружающих, многое преувеличиваем в своем сердце, обижаемся на какое-то, даже случайное, слово или дело со стороны наших ближних. Так мы сами в себе преумножаем этот «долг», а потом не можем его простить. И самое сложное для человека – простить обиду, забыть о неприятном со стороны окружающих. Конечно же, речь в притче идет вовсе не о деньгах, не о той или иной сумме взятых у кого-то в долг денег. Речь идет именно о «долге» человеческой любви; о том, как мы способны покрыть любовью несовершенство в человеческих отношениях. Думаю, что многие из стоящих здесь осознают свою немощь; осознают, сколько они должны Богу и сколько должны ближним своего внимания, прощения и заботы.

24 августа 2014г., храм Всех святых в земле Российской просиявшихТак какой же выход? Как его найти? Как научиться быть милосердным? Как научиться прощать? А все в Господе. Давайте начнем чаще думать о жертвенном пути Господа; о том, как он показывал своей жизнью пример своим современникам, прощая и благословляя тех, кто причинял ему обиды и страдания. Вспомним, как Он простил своего первоверховного апостола Петра, который отрекся от Него трижды в самый тяжелый для Господа момент, а потом раскаялся и был прощен, получив наставления для дальнейшего пути по жизни: «Иди по Мне… паси овцы Моя… паси агнцы Моя»

Господь так говорит своему ученику: «Есть житейские мудрости, которые часто оправдывают человека, не умеющего до конца выйти из душевного состояния и стать духовным. А вы должны стать духовными». Например, Омар Хайям произносит такие слова: «Не бойтесь потерять того, кто не побоялся потерять вас». Казалось бы, с точки зрения человеческой мудрости и справедливости все абсолютно правильно: если вы для кого-то перестали быть дороги, зачем об этом переживать? Зачем столько терпеть, переживать и надеяться на того человека, которого ты раньше любил и который от тебя отрекся, отказался? Но Господь-то не таков! Господь показывает нам, что если у тебя даже сто овец и одна заблудилась, то девяносто девять из них оставляют сейчас, «бросают», чтобы найти и спасти и одну. Господь судит не так, как житейская мудрость. Еще один философски настроенный к жизни писатель, Лев Толстой, размышлял: «Тот, кто тебя предал, похож на того, кто отрубил тебе руки: простить мы его можем, но обнять уже не можем». Снова, казалось бы, все справедливо с житейской точки зрения, и многие из нас это чувствуют. Действительно, если кто-то нас коварно предал, мы можем его простить, но возобновить прежние отношения почти никто из нас не может. Разве Христос был таким? Нет. Христос всем все прощает. Часто мы приходим на исповедь, обремененные множеством грехов, а многие свои грехи еще и не видим, или не помним, или не можем сформулировать. Но когда отходим от исповеди, чувствуем теплые объятья, радуясь, что мы снова вместе с Господом; с окрыляющим чувством Божьего всепрощения; с ощущением снова полученных от Господа сил для борьбы с грехом - разве это не повод для того, чтобы переступить через себя, через свою гордыню и свои принципы? Ведь что такое принципы? Чаще всего это удобно сформулированное кредо, которое не «дотягивает» до Евангелия. А мы прежде всего должны жить по Евангелию, бесстрашно переступая через все свои внутренние земные препоны.

И тогда, когда мы будем во всем опираться на Господа, читать Евангелие, переступая через свои слабости, мы, несомненно, сможем искупить свою «тьму талантов» пред Господом, потому что наше желание, наша молитва, наши действия будут Ему угодны. Надо быть Богу угодным. А угоден Богу, конечно же, тот человек, идущий только к Нему, смотрящий только на Него, просящий помощи только у Него.

Да благословит вас Господь.

Автор: Пресс-служба Братской епархии Последнее изменение: 2014-08-25 23:01

Операции с документом