Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Оглавление
 
Вы здесь: Главная / Проекты / Паломническая служба / Путь русского паломника на Святую Землю

Путь русского паломника на Святую Землю

В преддверии поездки на Святую Землю, которая состоится с 01 по 11 апреля

Непростые времена переживает Россия да и весь мир в целом. Люди хотят жить в комфорте, в «земном раю», материальное не только берет верх над духовным, но и начинает отрицать само существование духовного мира. Отрицает существование Истины, под видом безграничной свободы, которая лишь принимает маску блага. К чему приводит вседозволенность знает каждый здравомыслящий человек, ну или должен знать. И странно видеть, как благоразумные (?) мужи Европы на полном серьезе принимают законы, разрешающие совершать однополые браки. Но что нам до Европы? Нам бы разобраться с тем, что происходит в России,  с нашими соотечественниками. Глубокой раной легла на сердце верующих история осквернения Храма Христа Спасителя в г.Москве, и волна подобных бесчинств, прокатившая после по многим православным храмам. А чего стоит ювенальная юстиция, так активно и настойчиво  продвигаемая в нашей стране?  А то глумление, которое наши же российские чиновники устроили над образованием?  Неужели все это случайные недоразумения, досадные ошибки, или все-таки за этим стоит некий  «указующий перст», нацеленный на уничтожение России, если не в физическом смысле, то в духовном однозначно, идет целенаправленное разрушение традиционных устоев. Но нам-то, простым православным, как быть? Может просто отрешиться от происходящего в мире, зажмуриться и не обращать внимания, ограничиться заботой о своей семье и близких, ведь и это немало, и даже такое бывает не всем под силу. И каждый вправе задать вопрос: а что могу я, немощный, маловерный, под  грузом собственных неразрешимых проблем, частенько не успевающий вычитать молитвенное правило, замученный работой, искушаемый благами цивилизации…Но ведь на то и рассчитано, чтобы сломать, чтобы заставить забыть сначала о Родине (дескать, и своих личных проблем немало), потом о семье (много ли крепких семей в наше время),а потом и вовсе – окаменеть, застыть, стать безразличным, последняя стадия – духовная смерть, после которой возврат невозможен. Этого ли хотели мы для себя и своих детей?

Но думаю, что еще не поздно, что возможно духовное возрождение России, как бы глубока не казалась та яма, в которую мы попали, благодаря нам самим. Ведь каждый в большей или меньшей мере способен повлиять, изменить ход событий. Захотеть, чтобы все было по-другому. Конечно, для этого нужны силы. Где черпать их? Мы как та самарянка, которая вопрошает у Господа, где взять ту воду, «которая сделается источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоанн 6:14).

Но ведь ответ уже дан: «Я есмь хлеб жизни» (Иоанн 6:48).  Господь зовет нас к себе: «Придите…», зовет к общению с Собой, призывает нас: «Просите…».  И для человека потребность общения с Богом – естественна. Он был создан, чтобы быть собеседником Творцу. Наш разговор с Богом – это  внимательная молитва, чтобы Евангелие было для нас не просто книгой для чтения, а той книгой, с которой мы сверяли свою повседневную жизнь; регулярное участие  в Святых Таинствах церкви.

Еще одна форма общения с Богом  - паломничество на Святую Землю. Ведь  Святая Земля подобно Евангелию есть слово Божие о Сыне Человеческом, обращенное к людям. Христос ходил по этой земле. И каждое паломничество в Иерусалим – это значит идти в землю, пройтись по тем местам, где Сам Христос ходил, где Он пострадал, где Он воскрес и вознесен на Небо. Намерение увидеть Святую Землю  посещает человека по благодати Божией и благословляется Богом. Это Божий зов к человеку. Когда в первый раз разгорается в душе паломника желание посетить Святые места, на нем уже пребывает благословение Господне, а образ Святой Голгофы и Животворящего Креста Господня в русской душе всегда являются побуждением к паломничеству в Святую Землю.

Паломничество православных русских христиан на Святую Землю началось после  принятия в 988 году христианства на Руси. Первые упоминания относятся к ХI веку: правнучка святого равноапостольного великого князя Владимира преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая, умирает в Святом Граде; игумен Даниил, прибывший в 1106 году в Иерусалим с духовно-просветительской миссией, официально считается первым русским паломником на Святой Земле. Игумен Даниил оставил описание своего путешествия, знаменитое "Хожение", ставшее не только древнейшим русским описанием паломничества на Святую Землю, но и одним из наиболее ярких произведений древнерусской литературы в целом.

До появления российских представительств на Святой Земле в XIX веке, паломничество к святым местам было делом не только трудным, но и опасным, были случаи, что люди продавали свое имущество и дома, чтобы только пойти и поклониться святыням. Эти люди, которые совершали паломничество, которые мечтали о Святой Земле, приходили сюда пешком. Русские паломники, готовые на любые лишения и жертвы, только ради того, чтобы помолиться у христианских святынь, вызывали уважение и восхищение.

Положение богомольцев начинает изменяться в лучшую сторону после открытия Русской Духовной Миссии в 1847 году, которая приняла на себя, совместно с Иерусалимским Патриархатом, попечение о русских паломниках. В 1860 году в Иерусалиме началось строительство Русского подворья. Обширная территория к северу от стен Старого города стала застраиваться зданиями для приема русских паломников. Там были построены странноприимные дома для паломников, больница, здание Русской Духовной Миссии и здание российского консульства.

После революции 1917 года в России паломничество, как вид религиозной деятельности, было запрещено. Однако с середины XX столетия немногочисленные паломнические группы, официальные делегации Русской Православной Церкви стали совершать поездки на Святую Землю. Русское православное паломничество начало постепенно возрождаться в 1991 году, когда граждане Российской Федерации получили возможность беспрепятственно выезжать за границу. В тот период у верующих сразу же возросло стремление посетить места, запечатленные в Священном Писании, прикоснуться к святыням.

Иерусалим

Это город – один из наиболее древних на свете. Упоминания Иерусалима бесконечны. Он известен как Золотой город, Святой город, Город мира…Иерусалим дорог всем христианам, так здесь закончил свою земную жизнь Христос. Здесь, в Иерусалиме, Он проповедовал и  молился в Гефсиманском саду, здесь Его схватили и распяли на кресте, здесь Он воскрес. Здесь возникли, так называемые Святые сады, комплекс храмов, часовен и монастырей по Крестному пути (Виа Долороса – Путь Скорби). Святые места, находящиеся в Иерусалиме, постоянно притягивают паломников со всего мира.

Храм Гроба Господня

Первое и святейшее место, которое посещает паломник, - это Храм Воскресения Христова, или Живоносного Гроба Господня.

Храм Воскресения Христова - главная святыня христианства, в нем находится Кувуклия – часовня, содержащая  Гроб Господень, поэтому его так и называют - храм Гроба Господня. Возведен на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Господь Иисус Христос. Храм огромен и величественен, состоит из нескольких приделов, связанных с тем или иным моментом Распятия Христа. На его территории находятся самые важные святыни: место Распятия, гора Голгофа, Камень Помазания, место погребения Иисуса и многие другие важнейшие христианские святыни.

Первая церковь Воскресения Христова была заложена святой царицей Еленой и построена в 335 году. В дальнейшем храм несколько раз был разрушен, восстановлен, страдал от пожаров, перестраивался и расширялся.

В 326 году мать императора Константина царица Елена отправилась в паломничество на Святую Землю, желая посетить места, освященные событиями жизни Спасителя. Она обратилась к жителям с просьбой указать ей место, где скрыт Крест Господень. Ей помог престарелый еврей по имени Иуда, который привел царицу к большому холму с языческим храмом наверху. Когда храм разрушили, разбросали мусор и раскопали землю, были обретены место Гроба Господня и Воскресения, а также Лобное место - место распятия Спасителя.

Голгофа в переводе и означает "Лобное место". Это название было дано по нескольким причинам. По мнению одних, так она называлась из-за сходства ее округлой формы с черепом. По мнению других, - из-за множества находившихся там черепов преступников. Но главное, что, согласно иудейскому преданию, в этом месте была погребена голова Адама. Именно поэтому Промыслом Божиим искупление человеческого роды происходило здесь, где Пречистая Кровь Спасителя омыла грех Адама, пролившись сквозь расселину в скале. Эта расселина образовалась во время землетрясения, сопровождавшего распятие Христа, и ее можно увидеть под стеклом рядом с местом Распятия.

Вблизи Лобного места, в пещере, святой Еленой были найдены кресты, гвозди и та дощечка с надписью на трех языках, которая была прибита над головой распятого Спасителя. Она лежала отдельно от крестов, и поэтому было невозможно определить, на котором из крестов был распят Христос. Тогда Епископ Иерусалимский Макарий предложил провести испытание: на место обретения крестов принесли тело умершей женщины. Все присутствующие горячо помолились о том, чтобы Крест Христов был указан через ее воскрешение. Во время прикосновения к одному из крестов женщина воскресла.

Обретение Креста Господня и чудеса, сопровождавшие его, произвели большое впечатление не только на христиан, но и на иудеев. Иуда, указавший нахождение святых мест, вместе со многими иудеями уверовал во Христа и крестился, получив во святом крещении имя Кириака. Впоследствии он  претерпел мученическую кончину при императоре Юлиане Отступнике. В память о событии обретения Креста в Православной Церкви был установлен праздник Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября).

С древних времен и до настоящего времени в Великую Субботу на Гробе Господнем паломники  участвуют в Чине Святого Огня, который символизирует Свет Воскресения Христова, воссиявший из Гроба во время Воскресения Спасителя. Этот Чин уже много веков сопровождают явления нерукотворного сошествия Огня на Гроб Господень или на свечи верующих и потушенные лампады.

Крестный Путь (Виа Долороса )

Скорбный путь

Виа Долороса, или Путь Скорби, Крестный Путь Иисуса -  это путь, начинающийся с места, на котором Иисус был приговорен к казни, и продолжающийся до места распятия, захоронения и воскрешения. Начинается он у крепости Антония (иначе – Преториум), во дворе которой, согласно традиции, происходил суд. Путь проходит по улицам Старого Города Иерусалима, в Мусульманском и Христианском кварталах.

 

 

Горница Тайной Вечери

Горница Тайной Вечери (Иерусалим) – место, где происходил пасхальный ужин Иисуса и его учеников в ночь перед арестом. В горнице провел Иисус пасхальную трапезу, которая стала рождением церемонии Евхаристии (Мк. 14:12-26). По традиции считается, что именно отсюда Иисус отправился на Масличную гору в Гефсиманский сад.

Гефсиманский сад​

На западном склоне Масличной горы (горы Елеон) в Иерусалиме стоит современная церковь Всех Наций, обозначающая место, где произошел арест Иисуса – Гефсиманский Сад. Также там были произнесены Иисусом слова: "Да минует Меня чаша сия" (Лк. 22:39-45). В саду церкви сохранилось несколько очень старых олив, возможно, прямых потомков тех, что росли здесь в I веке.

Церковь Марии Магдалины

Выше Гефсиманкого сада находится русская православная церковь Марии Магдалины, выполненная в московском стиле. Она была построена по указу царя Александра III в 1885-1888 годах в память о его матери Марии Александровне на личные средства императора и освящена в 1888 году, в год девятисотлетия Крещения Руси. В церкви находится гробница княгини Елизаветы Федоровны, присутствовавшей на открытии церкви и убитой в 1918 году. Елизавета Федоровна признана святой Русской Православной Церкви.

Церковь Вознесения

Русский монастырь и русская церковь Вознесения в Иерусалиме находятся на самой вершине Масличной горы, рядом с местом, с которого Иисус вознесся на Небо (Деян. 1:9-11). Само место вознесения рядом с монастырем сегодня принадлежит мусульманам, там находится мечеть, христианами называемая Капелла Вознесения (или Стопочка, как ее называют русские паломники), открытая для посещения. Церковь Вознесения построена на территории, приобретенной Россией в 1860 году начальником Русской Духовной Миссии, архимандритом Антонином Капустиным. Нынешняя церковь была освящена в 1886 году, над ней высится 64-метровая колокольня. Огромный колокол был перенесен сюда русскими женщинами из Яффо. С 1907 года церковь передана женскому монастырю.

Сама церковь богато расписана сестрами монастыря. Темы росписи представляют, в основном, материнство Марии. В южном углу находится камень, который отмечает место, где стояла Мария во время вознесения Ее Сына. К востоку от главной церкви находится меньшая по размеру церковь. Она посвящена Иоанну Крестителю.

Эйн Карем: Женский Горненский монастырь

Эйн-Карем был деревушкой, когда там родился Иоанн Креститель. Сюда, в Нагорную страну, вскоре после Благовещения пришла из Назарета Пресвятая Дева Мария, поделиться радостью со своей родственницей, праведной Елисаветой, матерью св. Иоанна Предтечи о будущем рождении от Нее Спасителя (Лк. 1: 39-45). В центре селения Эйн Карем Пресвятая Богородица  брала воду из источника, который источает воду и по сей день.

От источника Пресвятой Девы Марии дорога ведет к русскому Горненскому женскому монастырю. Своим возникновением монастырь обязан начальнику Русской Духовной Миссии архимандриту Антонину (Капустину). В 1871 г. архимандрит Антонин купил в этом месте два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем, расширив участок покупкою смежных земель, построил приют для русских паломников. Впоследствии здесь стали селиться русские инокини, и приют стал монастырем.

Вифлеем

Вифлеем

Этот небольшой город имеет особое значение для всех людей, посетивших Святую Землю. Здесь родился Царь Давид, а через тысячу лет – Иисус Христос. Главная святыня города – Пещера Рождества, где появился на свет Иисус. Над пещерой был возведен Храм Рождества. В храм ведет узкий проход, что заставляет каждого входящего низко склонить голову, как бы кланяясь Самому Младенцу. В народе эти двери называются «вратами смирения».

По дороге в Хеврон находится монастырь преподобного Феодосия Киновиарха и Лавра преподобного Саввы Освященного. Это одни из старейших мужских монастырей Иудейской пустыни. По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в Лавру.

Хеврон

Хеврон – один из древнейших городов мира. Здесь был похоронены Авраам и Сарра, Исаак с Ревеккой, Иаков с Лией. В конце XIX века Русская Духовная Миссия приобрела в Хевроне обширный участок земли с Мамврийским дубом - древнее дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога. Библия сообщает, что «явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного»  (Быт.18:1). В тексте нигде сказано, что Авраам предложил трём ангелам, явившимся ему в образе путников: «отдохните под сим деревом»  (Быт.18:4). Согласно преданию, дерево сохранилось до наших дней, которому, как полагают, около 5 000 лет.

Иерихон. Каранталь

Иерихон – город пальм – город, в котором первые следы жизни людей относятся к 8000 г. до Р.Х. Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. По дороге, ведущей из Иерусалима в Иерихон, расположен монастырь Георгия Хозевита. Это один из самых живописных и экзотических монастырей Палестины. В Иерихоне, согласно местному преданию, сохранилось дерево Закхея. Упоминаемая в Евангелии смоковница находится на участке, принадлежащем Императорскому Православному Палестинскому обществу.

К западу от Иерихона возвышается Сорокадневная гора (гора Искушения, гора Каранталь), где Иисус Христос постился сорок дней, искушаемый дьяволом. Сейчас на этом месте расположен православный греческий мужской монастырь Каранталь.

Галилея: Назарет, гора Фавор,Магдала, Капернаум, Ярденит, Кана

Назарет— город в Галилее, на севере Израиля. Это священный христианский город, третий по значимости после Иерусалима и Вифлеема. Совершенно неизвестный в библейские времена, этот город и в дни Спасителя был в презрении у современников. «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин.1:46). И, однако, сюда был послан Архангел Гавриил в дом назаретского плотника Иосифа возвестить обрученной ему Деве Марии рождение от Нее Спасителя мира. Здесь провел Свое детство, отрочество и юность воплотившийся Царь Небесный. в 12-м веке, греками была восстановлена церковь над единственным в городе источником, называемым христианами источником Приснодевы. К этому источнику, или вернее, колодцу, т.к. он истекает в глубине каменной расщелины, во все времена приходило население Назарета черпать воду; приходили, несомненно, и Богоматерь и Божественный Сын Ее. И древнейшее местное предание приурочивает к месту этого источника Первое Благовещение. Пречистая, придя к источнику за водой, услыхала слова: «Радуйся, Благодатная». Все же прочее, о чем повествуется у евангелиста Луки (1:30-38) произошло позднее, в доме, когда Она вернулась к Себе. На этом месте Святого источника построена живописная православная церковь Архангела Гавриила.

Святая гора Фавор имела глубочайшее значение в библейской истории. В новозаветную историю гора Фавор вошла как гора Преображения, хотя в евангелии нет упоминания о пребывании Спасителя с учениками именно на Фаворе. Есть упоминание в евангелии от Матфея и Марка о «горе высокой»: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» (От Мф. 16, 21-28).

Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. При ней на Фаворе были построены величественный храм на месте Преображения и другой трехпрестольный храм на месте, где спали во время Преображения святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн. В наши дни на горе Фавор находится греческий православный монастырь, где гостеприимно принимают паломников.  Известны рассказы о чудесном знамении, которое бывает здесь в праздник Преображения Господня: вершину горы покрывает облако, напоминающее о чудесном Фаворском свете.

В Галилее, в местечке Магдала, находится Монастырь Русской Духовной Миссии в честь св. Марии Магдалины недалеко от места рождения святой.. Обитель сооружена на том месте, где, по преданию, Господь изгнал семь бесов из Марии Магдалины (Мк. 16:9).

В нескольких километрах от Магдалы находится гора высотой 110 метров, которую называют горой Блаженств или горой Нагорной проповеди.

В Капернаум пришёл Иисус после изгнания Его из Назарета. Здесь Иисус сотворил великое множество чудес и исцелений, но несмотря на это, лишь немногие жители уверовали в Него, что заставляет Господа горестно воскликнуть: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе». (Матф.11:23,24) В Капернауме расположена церковь во имя Двенадцати апостолов, принадлежащая грекам, храм построен на месте исцеления расслабленного.

На трехкилометровом участке западного берега реки Иордан, непосредственно перед впадением ее в Мертвое море, сосредоточен ряд церквей и монастырей, посвященных крещению Иисуса Иоанном Крестителем (Мф. 3:13-17) – Ярденит. Сюда приезжают паломники, в особенно большом количестве на православный праздник Крещения, когда здесь проводится соответствующая церемония.

Кана Галилейская - это место, связанное с первым чудом Иисуса – чудом превращения воды в вино на свадьбе (Ин. 2:1-11). В поселке открыты  две церкви. Самая старая - православная церковь Первого Чуда была основана здесь в 1885 году греками.

Яффо. Лидда

Св. вмч. Георгий Победоносец

Яффо (Иоппия) - один из главных портов древнего Израиля и один из древнейших непрерывно населенных городов мира. В настоящее время объединена с Тель-Авивом в единый город Тель-Авив — Яффо. Согласно преданиям, именно на этом месте библейский Ной построил свой ковчег, а его первенец Яфет после Всемирного потопа вернулся сюда и отстроил город, отныне называемый по его имени – Яффо.

Яффо занимает особое место для христиан. Здесь долгое время жил апостол Петр. Храм святого апостола Петра и праведной Тави́фы — православный храм, находящийся на подворье Праведной Тавифы под ведением Русской духовной миссии в Иерусалиме. Рядом с церковью находится гробница праведной Тавифы, где она была похоронена.

Лод (в прошлом Лидда и Георгиополь) — город в Израиле, расположенный в 20 км от Тель-Авива, недалеко от крупнейшего в стране аэропорта имени Давида Бен-Гуриона. Именно здесь жил и был похоронен святой великомученик Георгий Победоносец. В память об этом до арабского завоевания современный Лод был известен как Георгиополь («город Георгия»). Главная достопримечательность — гробница св. вмч. Георгия Победоносца, над которой была воздвигнута церковь.

Синай. Монастырь св.Екатерины

Синай

Синай — полуостров в Красном море, на границе между Азией и Африкой, часть территории Египта. Синай всегда привлекал паломников своей таинственностью, святыми местами, о которых повествует Библия, и именами великих угодников Божиих, которые здесь подвизались.

На Синае подвизался выдающийся христианский святой Иоанн Лествичникигумен горы Синайской, главное произведение которого «Лествица» имеет название, указывающее на восхождение человека по духовным ступеням в Царство Небесное, земным подобием которого может являться подъём на гору Синай.

Гора Моисея (гора Хорив) – считается той самой горой, на которой пророк Моисей получил от Господа скрижали с десятью Заповедями. Именно с этих времен здесь принято встречать рассвет, с молитвой и покаянием. Как правило, восхождение начинается ночью, по дороге предусмотрены остановки для отдыха. На вершине горы расположены православный храм Святой Троицы и маленькая мечеть.Одинокое величие Синая делает его захватывающе красивым. Современная цивилизация обошла его стороной, что делает это место уникальным для паломника. Пустыня почти необитаема. Если не считать прибрежных городков. Полуостров населен лишь горсткой бедуинов и монахами монастыря Св. вмц. Екатерины, который находится у подножия горы Синай.Монастырь Св. вмц. Екатерины — православный монашеский центр, существующий без перерыва с VI века. За всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто поврежден. Сквозь века пронес он свой образ священного библейского места. Монастырь Св. вмц. Екатерины — место традиционного паломничества русских людей. Настоящее имя Св. вмц. Екатерины — Доротея. Она родилась в 294 году в Александрии. Согласно имеющимся о ее жизни сведениям, Св. Екатерина закончила языческую школу, где изучала философию, риторику, поэзию, музыку, математику, астрономию и медицину. Красивая дочь аристократических родителей, она не знала недостатка в женихах, но отвергла все их предложения. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе, женихе души, и обратил ее в христианство. После крещения она получила имя Екатерина.Во время преследования христиан в период правления императора Максиминоса в начале IV века Екатерина публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императора в том, что он приносит жертвы идолам. Пятьдесят мудрецов, собранных со всей империи, пытались переубедить ее, но тщетно. Более того Екатерина сама убедила их в необходимости веры в Христа, цитируя при этом древнегреческих философов. Несмотря на пытки, она смогла обратить в христианство даже членов семьи императора и римскую аристократию. После казни Екатерины тело ее исчезло. Согласно преданию, ангелы перенесли его на вершину самой высокой горы Синая, носящей сейчас ее имя, а примерно три века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там останки Екатерины, спустили их вниз и поместили в золотую раку в церкви. На территории монастыря находятся: церковь Преображения Господня, часовня Неопалимой Купины, музей икон.

В завершении хочется сказать, что русское присутствие на Святой Земле является отражением жизни России. Государство должно осознать, что присутствие нашей Родины на Святой Земле – это не только политический вопрос, но это и вопрос духовной самоидентификации нашего народа. Поэтому мы не сможем по-настоящему восстановить себя как страну, имеющую духовный стержень, если не будет молитвы русских паломников на дорогих нашему сердцу местах Святой Земли, нашей духовной Родины.

Но и мы, в свою очередь, не должны отделять свою личную пользу от посещения Святых мест от пользы, которую может принести  мое паломничество родному Отечеству. Человек иногда рассуждает так: вот я съездил, очистил свою душу, помолился о своих родных, привез свой личный кусочек  благодати, некий островок счастья, который буду теперь тщательно оберегать от всего внешнего. Но ведь сказано: «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матфей 5:15,16).   Вот и ты, сделай так, чтобы твоя благодать, твоя радость, как огонек зажгла чужие сердца, передавая благую весть, согревая и очищая души. И может в этом и будет твой вклад в наше общее дело - возрождение Святой Руси!

Автор: Паломническая служба Последнее изменение: 2013-03-18 00:18

Операции с документом